ФИО: Кукушкина Татьяна Александровна
Место работы: МОУ Филипповская СОШ
Должность: учитель технологии
Предмет: технология
Класс: 6
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Рукоделие. Художественные ремесла.
Тема: Лоскутное шитье.
Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний + прак. работа).
Цель: Изготовление салфетки, прихватки
Задачи:
обучающие (дидактические):
- ознакомить учащихся с одним из видов декоративно – прикладного творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения, необходимыми материалами, оборудованием, инструментами и приспособлениями);
- обзорно познакомить с различными техниками лоскутной пластики;
- научить рассчитывать размеры элементов некоторых видов «Лоскутной мозаики» (на примере прихваток).
развивающие:
- развивать интерес учащихся к различным видам ДПТ на примере знакомства с различными видами лоскутного шитья;
- развивать логическое мышление;
- развивать воображение.
воспитательные:
- развивать эстетический вкус на примере подбора цветовой гаммы для изделий;
- прививать аккуратность, прилежность при выполнении графическмх работ;
- продолжить формирование уважения к людям и трудовой деятельности;
- добиваться сознательной дисциплины посредством интересной работы.
Материально-техническое оснащение (МТО) урока: набор инструментов и приспособлений для ручных работ; лоскуты ткани; образцы изделий, выполненных в технике лоскутной мозаики; шаблоны; коллекция лоскутов; журналы и книги по лоскутному шитью, швейная машина, учебник «Технология 5 класс».
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
б) Демонстрационный материал:
Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Лоскутное шитьё”.
Образцы “Технология изготовления салфетки, прихватки”.
Объект труда: изготовление салфетки, прихватки
Ход занятия.
Учащимся предлагается план урока:
История возникновения лоскутного шитья.
Материалы.
Оборудование, инструменты, приспособления.
Шаблоны. Технология изготовления лоскутного изделия.
Различные виды техники лоскутного шитья:
а) «Лоскутная мозаика»;
б) «Забавные уголки»;
в) «Пуфики»;
г) «Витражи»;
д) «Лоскутные букеты»;
е) «Живой уголок».
II. Организационная часть.
а) Приветствие.
б) Проверка готовности учащихся к занятию
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Тему сегодняшнего урока чуть позже.
Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.
Кроссворд
1 и | | 9 | |
2 о | | | | | | |
3 у | | | | | |
4 с | | | | |
5 у | | | | | | | | |
6 т | | | | | | |
7 п | | | | | | | | | | |
8 ш | | | |
По горизонтали:
1.Инструмент для ручной работы с тканью. (Игла)
2.Процесс отделочного производства ткани. (Окраска)
3. Технологическое свойство ткани. (Усадка)
4. Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка)
5. Дефект ткани. (Утолщение)
6.Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
7. Физическое свойство ткани. (Пылеемкость)
8. Вид волокна животного происхождения. (Шелк)
По вертикали: ключевое слово
Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?
Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.
Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”. На уроке мы познакомимся...(Слайд…)
Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете?
(Бисероплетение, макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика,
роспись (жестов, хохлома, городецкая),
вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах),
выпиливание, резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.
III. Изучение нового материала.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. ().
Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске: (слайд)
Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?
Рассказ учениц.
1 ученица:
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
2 ученица:
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла (Слайд ), коврики-кругляши (Слайд ), дорожки (Слайд ), сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
(Слайд)Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода.
В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Учитель:
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.
К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика. (Слайд)
Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.
Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо) ». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.
Учитель:
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (Слайд )
Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе? (Слайд )
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
ВАРИАНТЫ СШИВАНИЯ ПОЛОСОК В ТЕХНИКЕ «БРЕВЕНЧАТАЯ ИЗБА»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИХВАТКИ В ТЕХНИКЕ «БРЕВЕНЧАТАЯ ИЗБА»


ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЗОРА С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОЛОСОК ПО ДИАГОНАЛИ

IV. Практическая работа.
Организация рабочего места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
Материалы и инструменты:
Деталь основы;
Полоски ткани разного цвета;
Нитки;
Ножницы;
Игольница с иглой и булавками;
Деталь подкладки;
Косая бейка для обработки края изделия
Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.
Инструктаж по технике безопасности.
Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавкам . А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.
V. Анализ работ.
При анализе детских работ отмечается:
VI. Итог занятия.
С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
Что означает слово “ Печворк ”«Квилт»?
Учащиеся делятся впечатлениями : каждая группа рассказывает о своем способе.
Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья ,начали работу над изготовлением, салфетки и прихватки в технике которую вы выбрали сами. На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Салфетки и прихватки могут служить вам помощниками на кухни. Такие Салфетки и прихватки будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.
А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие салфетки и прихватки своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.
VII. Уборка рабочих мест и помещения.
Литература:
Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001г.
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Журнал «Лена» №3/2008г.
Источник для фона:
http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk/23.html
http://www.lenagold.ru/fon/pred/ruko/11.html
Фотографии:
http://www.vsehobby.ru/bystroe_loskutnoe_odejalo.html?print=1
http://aniola-patchwork.blogspot.ru/2013/03/blog-post_15.html
http://www.liveinternet.ru/users/3805766/post319407012/
http://zhenskievoprosy.ru/chto-takoe-pechvork.html