СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Употребление имён прилагательных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует представление учащихся  о богатстве слова как языковой единицы. Развивает умение пользоваться различными типами словарей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Употребление имён прилагательных в речи"»

Тема урока: «Употребление имён прилагательных в речи.

Урок разработан учителем русского языка и литературы Харчевой Т.А.

Слайд № 1.

Тип урока: сообщение нового материала

Цели урока:

Учебные: формирование представлений учащихся о богатстве слова как языковой единицы.

Развивающие: показать роль прилагательных в достижении таких качеств хорошей речи, как точность и выразительность; способствовать развитию умения использовать прилагательные в качестве эпитетов; тренировать учащихся в подборе синонимов и антонимов к имени прилагательному.

Воспитательные: развитие умения пользоваться различными типами словарей, формирование логического мышления, воспитание наблюдательности, заинтересованного отношения к нравственной проблеме, поднятой на уроке.


ХОД УРОКА


1. Слово учителя.

В русском языке есть необыкновенная часть речи, неразлучный спутник имени существительного. Она позволяет отличить один предмет от другого, обозначая их признаки. Что это за часть речи?

Слайд № 2

2. «Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет» (С. Маршак)

- Как вы думаете, какое отношение эти строки имеют к теме урока и к его смысловой направленности? Есть ли в записанном предложении прилагательные? Докажите это.

Слайд № 3

Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране Словарии и узнаем немало интересного об этой удивительной части речи.

Слайд № 4

Цель путешествия – разобраться в загадках имени прилагательного

- Попытаемся определить по Толковому словарю лексическое значение слова «СЕРДЦЕ».

1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека в левой стороне грудной полости);

2. Перен. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

3. Перен. Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.

Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Слайд № 5

- Что может сказать о сердце врач, как он может его определить?

Слайд № 6

- А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живёт интересами других людей? Попробуйте записать такие прилагательные, составьте синонимичный ряд. Чем эти прилагательные отличаются от прилагательных, которыми доктор определил слово СЕРДЦЕ?

В «Словаре эпитетов русского литературного языка» более ста прилагательных к слову СЕРДЦЕ.

Что получилось у вас?

Слайд № 7

- Как прилагательным удаётся придать речи выразительность? Верно, прилагательное, получая дополнительное значение, становится эпитетом – образным определением.

Слайд № 8

Каждое из прилагательных, которые вы назвали и записали, чем-то отличается друг от друга?(Они отличаются друг от друга дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли.)

- Попробуем определить дополнительные оттенки таких прилагательных к слову СЕРДЦЕ, как доброе, ангельское, беспокойное, благородное, большое, великодушное, горячее, гуманное, золотое, кроткое, мягкое, орлиное. В этом нам поможет ТОЛКОВЫЙ словарь. (Значение каждого прилагательного обсуждается, осмысливается. Ученики должны уловить разницу между значениями прилагательных)

Работа в группах.

Физкультминутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения.

Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох-выдох, вдох-выдох и ещё раз вдох-выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите лоб – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох-выдох, вдох-выдох.

Работа с ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ словарём. Отыскиваются фразеологизмы со словом СЕРДЦЕ.

Сердце болит (человек волнуется, переживает за кого-нибудь); сердце не лежит (нет никакого доверия к кому-либо); сердце не на месте ( кто-либо чувствует себя беспокойно, крайне взволнован); сердце радуется (кого-либо охватывает радостное волнение по поводу чего-либо); сердце кровью обливается (кто-либо испытывает чувство глубокого сострадания, жалости); сердце обрывается (неожиданно охватывает отчаяние, испуг, тревога).

Слайд № 10

Мы говорили о милосердных людях. Милосердие – милость сердца. Милость какого сердца? Какого человека мы можем назвать милосердным?

Продолжите фразу. Милосердный человек – это человек… (который любит людей, чувствует боль других)

Слайд № 11

- Назовите добрых литературных героев? Охарактеризуйте черты их характера с помощью прилагательных.

Слайд № 12

Чтение стихотворения Н Матвеевой «Солнечный зайчик».

Я не беру, не отнимаю.

Я отдаю, я отдаю

Я всех люблю! Всех понимаю!

Для всех танцую! Всем пою!

Слайд № 13

- Подумайте, как называют людей, которые имеют другую жизненную позицию, другое отношение к людям? Какое они имеют сердце?

Запишите антонимы к словам доброе, беспокойное: беЗдушное, беСчувственное, глухое, железное, жестокое, злое, камеННое, ледЯНое (попутно повторяем написание приставок на –з, -с; непроизносимых согласных; н-нн в прилагательных, образованных от существительных)

http// www.gramma.ru / (Культура письменной речи)

Слайд № 14

- Как вы понимаете фразеологизм «Сердце обросло мхом»? (О безучастном, бесчувственном отношении к другим людям, сердце стало ледяным)

- Чем же страшно ледяное сердце? Назовите литературных героев, имевших «ледяное» сердце, тех, кому «осколки проникали прямо в сердце, - и тогда было хуже всего: сердце тогда превращалось в кусок льда».

Слайд № 15

- А «железное сердце» – что это значит? Кто из героев, уже вам известных, хотел заменить такое сердце другим?

Чтение отрывка из «Волшебника изумрудного города».

«Я дровосек и сделан из железа. Я не имею сердца и не могу любить. Дайте мне сердце…. Это самое заветное моё желание». «Гудвин пробил в груди дровосека небольшое отверстие и показал ему красивое шёлковое сердце, набитое опилками.

- Нравится ли оно вам?

- Оно прелестно! Но доброе ли оно, это сердце, и сможет ли любить?

- О. не беспокойтесь! – ответил Гудвин. – С этим сердцем вы будете самым чувствительным человеком на земле!

Сердце было вставлено, дыра запаяна, и Железный Дровосек, ликуя, поспешил к друзьям».

- О. как я счастлив, милые друзья мои! – громко заявил дровосек. – Сердце бьётся в моей груди, как прежде!... Меня переполняет любовь и нежность.»

Слайд № 16

Чтение материала учебника.

Выводы: употребление имён прилагательных в речи придаёт особую выразительность, помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию яркость, выразительность, образность, передать настроение писателя.

2