СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Вид глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится информация к открытому уроку по теме: "Вид глагола"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Вид глагола"»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент.

Приветственное слово учителя

СЛАЙД 1

Приветствие

Учащихся.

2

Актуализация знаний

Работа с текстом СЛАЙД 2

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Беседа:

- Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы).

- А почему именно глаголы?

- Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

- А теперь выберите из текста и назовите глаголы, которые неправильно использованы в тексте.

Проверим, правильно ли мы их исправили. СЛАЙД 3

Правильно. Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь».  «Глаголить» - означало говорить.

 «Глаголом жги сердца людей», – написал когда-то А.С.Пушкин.

Глагол – это важная часть речи в русском языке.

И по сей день глаголом жгут сердца людей многие писатели и поэты.

Обучающиеся исправляют речевые недочёты, обсуждают их с одноклассниками, предлагают верные варианты текста.


3

Целеполагание и мотивирование

А теперь давайте с вами сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам СЛАЙД 4

1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

-Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? А почему, что не так с содержанием 1-й записки?

- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – нет. Верно? А какая часть речи отвечает за действие? Правильно. А одного ли вида эти глаголы, или они разные? Да, ребята, они разные. А в чём их разница?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

О каких глаголах?

Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Правильно, о глаголах разного или разного вида.

Правильно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о ВИДАХ ГЛАГОЛА

СЛАЙД 5

А теперь, ребята, давайте попробуем поставить учебную задачу на урок.

СЛАЙД 6

А теперь давайте проверим, правильно ли мы поставили задачи? Правильно СЛАЙД 7

Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.



Нет, они разные.


Разные вопросы.



О глаголах.


О глаголах разного вида.

4

Применение нового знания в нестандартной ситуации

А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей.

Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе. Играет музыка СЛАЙД 8

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой просто СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился,

Сделал нынче столько дел:

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

- Ребята, так почему же меня называют СОВЕРШЕННЫМ ВИДОМ?

- Верно! Буква С – самая любимая моя буква, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

К какой части речи относятся эти слова?

На какие вопросы отвечают выделенные слова? СЛАЙД 9

Вывод: Какие глаголы относится к совершенному виду? Правильно, это глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

А теперь давайте познакомимся с глаголами НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

СЛАЙД 10

Глагол Несовершенного Вида: СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

- На какие вопросы отвечают выделенные глаголы? СЛАЙД 13

Ребята, так с какими видами глагола мы познакомились? СЛАЙД 14


Ответ: Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.





5

Ввод нового материала

Ребята, у вас на партах лежат таблицы, давайте мы с вами их заполним. Откройте учебник на странице 215 упр. 606. Работать будем только с первым и вторым заданием. Имани, прочитай. Итак, наша задача: распределите данные глаголы по колонкам, учитывая их вид. ПРОЙТИ ПО РЯДАМ.

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа с использованием материала учебника (п.74) упр. 606 1,2 задание

ГЛАГОЛЫ


Сов.вид

Несов.вид

вопрос



примеры



Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материалы учебника.

6

Контроль знаний

Работа с текстом.

Ребята, перед вами текст, в скобках даны слова. Какой они части речи? На какие вопросы они отвечают? А какие это глаголы? А что такое инфинитив?

А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

СЛАЙД 15

Задание: заменить начальную форму глаголов формой несовершенного вида (1 группа), на форму совершенного вида (2 группа). СЛАЙД 16

Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд.

Учитель консультирует в случае необходимости.

Что получилось у тебя, Имани? Зачитай глаголы несовершенного вида. Докажи, что это глаголы несовершенного вида. Проверяем. СЛАЙД 17

Что получилось у тебя, Руслан? Зачитай глаголы совершенного вида? Докажи, что это глаголы совершенного вида. Проверяем. СЛАЙД 18

Закончить текст, добавив 2-3 предложения (ЕСЛИ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВРЕМЯ)

Ученики работают в группах.






Группы зачитывают полученные тексты, корректируют их в случае необходимости.

7

Подведение итогов

Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?

При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида?

- Что изучали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что показалось вам интересным сегодня на уроке?

- Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему?


Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:

ВИДЫ ГЛАГОЛА



что …? | что …?

действие происходит один раз

обозначают длительность действия

свистнуть свистеть

крикнуть кричать

махнуть махать

стукнуть стучать


? ?

Задание: заполнить недостающую информацию в схеме

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.


Ученики заполняют таблицу, ещё раз проговаривают положения правила.

8

Оценивание

Оцените себя сами.


9

Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. СЛАЙД 19

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.


10

Д.З.

Упр.606 (3,4) задание, упр.607 на выбор. СЛАЙД 20