2 | Актуализация знаний | Работа с текстом СЛАЙД 2 Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Беседа: - Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы). - А почему именно глаголы? - Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета) - На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?) - А теперь выберите из текста и назовите глаголы, которые неправильно использованы в тексте. Проверим, правильно ли мы их исправили. СЛАЙД 3 Правильно. Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь». «Глаголить» - означало говорить. «Глаголом жги сердца людей», – написал когда-то А.С.Пушкин. Глагол – это важная часть речи в русском языке. И по сей день глаголом жгут сердца людей многие писатели и поэты. | Обучающиеся исправляют речевые недочёты, обсуждают их с одноклассниками, предлагают верные варианты текста. |
3 | Целеполагание и мотивирование | А теперь давайте с вами сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам СЛАЙД 4 1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение. 2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение. -Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? А почему, что не так с содержанием 1-й записки? - То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – нет. Верно? А какая часть речи отвечает за действие? Правильно. А одного ли вида эти глаголы, или они разные? Да, ребята, они разные. А в чём их разница? Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? О каких глаголах? Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Правильно, о глаголах разного или разного вида. Правильно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о ВИДАХ ГЛАГОЛА СЛАЙД 5 А теперь, ребята, давайте попробуем поставить учебную задачу на урок. СЛАЙД 6 А теперь давайте проверим, правильно ли мы поставили задачи? Правильно СЛАЙД 7 | Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил. Нет, они разные. Разные вопросы. О глаголах. О глаголах разного вида. |
4 | Применение нового знания в нестандартной ситуации | А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе. Играет музыка СЛАЙД 8 Говорят (и это лестно), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм, А в глазах – природный ум, Нос с горбинкой, ясный взгляд. (Все восторженно глядят!) Весь начищенный, степенный. ВИД мой просто СОВЕРШЕННЫЙ. Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился, Сделал нынче столько дел: Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел! - Ребята, так почему же меня называют СОВЕРШЕННЫМ ВИДОМ? - Верно! Буква С – самая любимая моя буква, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить. К какой части речи относятся эти слова? На какие вопросы отвечают выделенные слова? СЛАЙД 9 Вывод: Какие глаголы относится к совершенному виду? Правильно, это глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЮТ? А теперь давайте познакомимся с глаголами НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. СЛАЙД 10 Глагол Несовершенного Вида: СЛАЙД 11 СЛАЙД 12 Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно: Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат, Нос крючком, потухший взгляд. (Все сочувственно глядят!) Суетливый, нестепенный… Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ! - На какие вопросы отвечают выделенные глаголы? СЛАЙД 13 Ребята, так с какими видами глагола мы познакомились? СЛАЙД 14 | Ответ: Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил. |
5 | Ввод нового материала | Ребята, у вас на партах лежат таблицы, давайте мы с вами их заполним. Откройте учебник на странице 215 упр. 606. Работать будем только с первым и вторым заданием. Имани, прочитай. Итак, наша задача: распределите данные глаголы по колонкам, учитывая их вид. ПРОЙТИ ПО РЯДАМ. Заполнение таблицы. Самостоятельная работа с использованием материала учебника (п.74) упр. 606 1,2 задание ГЛАГОЛЫ | | Сов.вид | Несов.вид | вопрос | | | примеры | | | | Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материалы учебника. |
6 | Контроль знаний | Работа с текстом. Ребята, перед вами текст, в скобках даны слова. Какой они части речи? На какие вопросы они отвечают? А какие это глаголы? А что такое инфинитив? А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. СЛАЙД 15 Задание: заменить начальную форму глаголов формой несовершенного вида (1 группа), на форму совершенного вида (2 группа). СЛАЙД 16 Апрель – настоящий водолей. (Играть) талой водой овражки. (Моросить) первый весенний дождик. Широко (разливаться) лужи и разводы в низинах. (Трогаться) вешние воды. (Идти) лёд. Учитель консультирует в случае необходимости. Что получилось у тебя, Имани? Зачитай глаголы несовершенного вида. Докажи, что это глаголы несовершенного вида. Проверяем. СЛАЙД 17 Что получилось у тебя, Руслан? Зачитай глаголы совершенного вида? Докажи, что это глаголы совершенного вида. Проверяем. СЛАЙД 18 Закончить текст, добавив 2-3 предложения (ЕСЛИ БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ ВРЕМЯ) | Ученики работают в группах. Группы зачитывают полученные тексты, корректируют их в случае необходимости. |
7 | Подведение итогов | Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе? При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида? - Что изучали сегодня на уроке? - Чему научились? - Что показалось вам интересным сегодня на уроке? - Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему? Далее обращает внимание учеников на слайд, где расположена схема:  ВИДЫ ГЛАГОЛА что …? | что …? действие происходит один раз | обозначают длительность действия | свистнуть свистеть крикнуть кричать махнуть махать  стукнуть стучать ? ? Задание: заполнить недостающую информацию в схеме | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. Ученики заполняют таблицу, ещё раз проговаривают положения правила. |