Конспект урока по русскому языку
7 класс
Тема: Обобщение по теме «Союз»
Цели:
Обучающие:
- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;
- совершенствовать умения и навыки обнаруживать союзы, правильно писать;
определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.
Развивающие:
- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
- развивать общую культуру, кругозор учащихся.
Воспитательные:
- на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
-формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа
Предметные:
- знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом;
- уметь различать на письме союзы тоже, также, чтобы, зато и омонимичные формы;
- правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний
Метапредметные:
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, тесты на каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки!
Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. Прошу вас определить своё настроение сегодня – посигнальте смайликами. У всех жизнерадостное настроение, и я желаю вам успешной работы в приобретении новых знаний.
- Отгадайте загадку:
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз. (Союз)
- Правильно угадали. Мы с вами изучили весь материал по теме «Союз».
А сейчас открыли тетради и записали тему урока.
II. Объявление темы урока, постановка цели.
Тема урока: Обобщение по теме «Союз». (Слайд 2)
-Как вы думаете, какие цели мы можем ставить перед собой? (ответы учащихся).
- знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза;
- уметь узнавать союзы, отличать сочинительные от подчинительных, составных от простых;
- отличать союзы от омонимичных частей речи;
- правильно писать союзы, ставить запятые;
- знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы.
-Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать и углублять знания о союзе.
III. Актуализация знаний и умений учащихся.
Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи. Для того чтобы полученные знания привести в систему, по ходу работы будем составлять схему (кластер) (Дети листочки по теме «Союз» прикрепляют на доске, лишние убирают).
/Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения./
Итак, союз – это служебная часть речи. Союзы служат для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения.
IV. Выполнение тренировочных упражнений.
1. Разминка. Выполните тест и проверьте себя по ключу.
Тест (слайды 3,4,5, распечатка)
1. В каждом столбике укажите союз:
а) то же; г) и так;
б) так что; д) также;
в) что же; е) так же;
2. В каждом ряду выделите сочинительный союз:
а) также, так как, что;
б) если, то…то, будто;
в) едва, потому что, но;
3. Определи причинный союз: как будто, словно, потому что
временной: чтобы, пока, точно
изъяснительный: как скоро, что, оттого что
4. Части какого предложения связаны сочинительным союзом?
а) Что легко достается, то дёшево ценится.
б) В комнате было тихо, во всем доме тоже не было звуков.
в) Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.
г) Учитель похвалил ученика за то, что он хорошо подготовился к зачёту.
5. Выпиши номера, где необходимо поставить запятые.
а) Мы очень поздно вышли из дома(1) вследствие чего(2)не успели к открытию спартакиады.
б) Слышится(1)то шёпот(2)то осторожный шелест.
в) Отряд остановился(1)так(2)как впереди была отвесная скала.
г) Для того(1)чтобы добраться до озера(2) потребовалось немало времени.
Ключ к тесту: (на слайде ) (Слайд 6)
1) б, д
2) тоже, то..то, но
3) потому что, пока, что
4) б
5) а)-1; б)-2; в)-1; г)-1;
Оцените по шкале:
«5» – нет ошибок
«4» – одна ошибка
«3» – две ошибки
«2» – более двух ошибок
2. Работа по карточкам в парах устно. Карточка №1 – 1 вариант
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов.
1. Поднимается солнце, и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
Карточка №2 – 2 вариант
– Найти союзы, указать их разряд.
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 3. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 4. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №1 (образец)
1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный) редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 3. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 4. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
3. Определите тип союза в прочитанных мною предложениях . Если сочинительные- встают мальчики. А если подчинительные – то девочки.
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым, то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.
6) Слуга вышел и объявил, что лошади готовы.
4.. Слово учителя.
Учитель: Союз – древнее название части речи. По частоте употребления союз занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (Слайд 7)
Пирует Пётр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
- А если предложения начинаются с одинаковых слов, то это какое выразительное средство, стилистический прием-фигура речи? (Анафора)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).
– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
5. Мини-тест на знаки препинания.
1.Укажите, где союз И связывает однородные члены. (Слайд 8)
А. Дорога пошла лесом и стало веселей.
Б. Прохлада и тишина сходили на степь.
В. Закат погас и над водой легла ночь.
Г. Солнце взошло и ожило всё вокруг.
2.Укажите, где союз И связывает простые предложения в составе сложного. (Слайд 9)
А. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Б. Присядем здесь и дождик переждём.
В. Вечерело, и повеяло прохладой.
Г. И день и ночь в степи бураны бушевали.
6. Графический диктант с взаимопроверкой (слайд 10)
Учащиеся составляют только схемы предложений. ( Дети на доске рисуют схемы).
Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4.. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
5. Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться.
6. Солнце пригревает все сильнее, и на пригорках появились первые проталины.
7. Составление предложений по схемам.
Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет (слайд 11).
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = и = ]
8. Физминутка. (На слайдах 12,13)
А теперь поиграем: Будьте внимательны, в конце будет вопрос.
Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щёки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)
-Какой союз встретился в тексте физминутки и что соединяет? (И, однородные члены)
9. Предложения на слайде. Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Раскройте скобки и выпишите. (Слайд 14)
Я то(же) хотел посмотреть нашумевший фильм. +
То(же) слово надо было написать в ответе.-
Решай эту задачу так(же), как показано в образце.-
Все сдали свои рефераты, я так(же) сдал.+
Что(бы) я сделал без помощи друзей?-
Он мечтал о том, что(бы) поступить в университет.+
Путники устали, за(то) преодолели большое расстояние.+
Он повернул за(то) здание.-
10.Прочитайте предложения, раскройте скобки. Выберите нужный кружок с ответами. (Слайд 15)
Крупная земляника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни от кого не отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. В течение нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже собирали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через полчаса отдыха мы мчались к лесной речонке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из приманок нашего путешествия.
ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ ТАКЖЕ, ТАКЖЕ | ТОЖЕ, ТАК ЖЕ ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ |
11. Тест «Правописание союзов» ( на карточках)
Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.
1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Я пришел, что(бы) поговорить с вами о работе.
м) чтобы – всегда пишется слитно
н) что бы – всегда пишется раздельно
о) чтобы – здесь это союз, поэтому пишется слитно
п) что бы – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно
2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Так(же) мощно, как и вверх, эвкалипты растут и в толщину.
б) также – всегда пишется слитно
в) так же – всегда пишется раздельно
г) также – здесь это союз, поэтому пишется слитно
д) так же – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно
3. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:
о) как(будто), потому(что), оттого(что)
п) то(же), что(бы), буд(то)
р) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)
с) (за)тем(чтобы), (с)тем(чтобы), как(будто)
4. Укажите предложение, где союз пишется слитно:
а) По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро
б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие
в) Что(б) было б в нем без нас?
г) Здесь все то(же) самое
5. Укажите предложение, где союз пишется слитно:
р) Денисов то(же) покраснел, но улыбнулся и взял руку Наташи
с) Все кричали в одно и то(же) время
т) Сын учился так(же) хорошо, как и отец
у) Спрячься (за)то дерево.
(Зашифрованное слово – добро.) (Составить предложение)
12. Подготовка к ВПР. Задание 4: (Слайд 16)
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Сделано грубовато, (за)то надёжно.
Что(бы) он делал без вашей помощи!
Люди тут живут так(же), как и сто лет назад.
Мне то(же) книга нравится.
(Ответ: 1,4)
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами. (Слайд 17)
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.
(Ответ: 1,3)
13. Сгруппируйте данные предложения, чтобы они соответствовали примеру 5 = 4 +1 (Слайд 18)
1. Они привыкли к тому, что(бы) всё выполнялось в срок.
2. Что(бы) ни говорили, я выполню это задание.
3. Он остановился для того, что(бы) подождать меня.
4. Мы выезжали в город редко, за(то) ездили с удовольствием.
5. Летние туманы то(же) связаны с особенностями озера.
Ключ: 5= 1,3,4,5 + 2 (Слайд 19)
14. Учитель читает данные предложения. Правописание союзов. «Плюсы и минусы»
1.Я люблю делать то же, что и мой брат.
2.Он учится в автошколе, я тоже хочу учиться.
3.Я хочу, чтобы ты мне позвонил.
4.Что бы вы посоветовали мне почитать?
5.Все идут на собрание, вы также должны там быть.
Ключ. (Слайд 20)
1 2 3
- + +
4 5
- +
15. Найди и исправь ошибки в употреблении союзов (слайд 21)
Заря чиста, а утро будет ясно. Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться. (Если заря чиста, то утро будет ясно. Я решил вернуться на тропинку, чтоб не заблудиться)
16.Работа с сигнальными карточками.
А теперь я зачитаю вам предложения, ваша задача – определить, когда пишем слова слитно (поднимаем зелёную карточку), когда раздельно (красную карточку)
Делай так же, как я;
Я тоже занимаюсь спортом;
Учусь, чтобы писать грамотно;
Мне тоже не сиделось;
Берись за то, что умеешь;
Что бы мне съесть на завтрак?
Нам тоже становилось страшно;
V. Итог урока
Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
VI. Рефлексия (слайд 22)
Продолжите высказывания по уроку
сегодня я почувствовал, что…
я выполнял задания…
я понял, что теперь могу…
я научился…
было интересно…
меня удивило…
VII. Домашнее задание (слайд 23)
1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с союзами, охарактеризовать их.
2. Составить текст на тему «Добро побеждает зло». (Объём сочинения не менее 50 слов.)
Учитель: Спасибо за работу на уроке.