СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Развитие организма и окружающая среда"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Развитие организма и окружающая среда"»

Тема: «Развитие организма и окружающая среда»

Цели :

Образовательные:

обобщение, углубление и закрепление знаний

развитие навыка работы с научной, справочной и научно-популярной литературой

развитие навыка выделять главное,

развитие навыка оценивать ответ одноклассников

Развивающие: Развивать мышление и память, культуру речи и коммуникативность, формировать умения сравнивать, доказывать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: Осуществлять экологическое воспитаниеучащихся , формировать гигиенические навыки на основе раскрытия вредного влияния наркотиков и мутагенных веществ на развитие зародыша человека



Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, частично-поисковые, проблемные, беседы с использованием ИКТ.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: химия, экология, ОБЖ.
Оборудование:  презентации, видеоматериал.
Оборудование для эксперимента: 4 пробирки, сигарета, окурок, 20 мл насыщенного раствора соды, индикатор (фенолфталеин), штатив, 10 мл цитратной крови, 5 мл 0,9% раствора NаСl, 5 мл 20-30% этилового спирта в физрастворе.

Форма организации урока – семинарское занятие.

Средства обучения:

  1. технические – магнитофон, диктофон, пылесос, вытяжной шкаф

  2. информационные – сообщения учащихся, таблицы, плакаты

  3. лабораторные – лабораторное оборудование, химреактивы



План семинара “Развитие организмов и окружающая среда”

В классе был вывешен список рекомендуемой литературы по теме семинара.

1. «Влияние факторов окружающей среды на развитие зародышей». 

2.» Влияние алкоголя на развитие зародыша человека» .

3.«Влияние курения и наркотических веществ на развитие зародыша человека» » презентация

4.«Деятельность систем организма обеспечивающий постоянство внутренней среды».

5Стресс и его последствия».

6.«Регенерация».



Ход семинара “Развитие организмов и окружающая среда”



Первая группа изучала проблему «Влияние факторов окружающей среды на развитиезародышей».  Презентация (3 мин)

Учащиеся вносят самые главные моменты, которые находятся у каждого из них на парте.

Влияние некоторых факторов на плод

Вторая группа учащихся представляет отчёт по теме «Влияние алкоголя на развитиезародыша человека» презентация (3 мин)

Влияние алкоголя.

Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное, как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия(недоразвития головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц.

Опыт № 1. Вредное действие алкоголя на кровь.

Цель: показать, что алкогольные напитки вызывают разрушение красных кровяных телец.

Оборудование: штатив, 2 пробирки, 10 мл цитратной крови, 5 мл 0,9% раствора NаСl, 5 мл 20-30% этилового спирта в физрастворе.

Ход опыта: В пробирки налить по 5 мл крови, в одну добавить 5 мл физраствора, в другую - 5мл спирта. Концентрация спирта соответствует содержанию алкоголя. Взболтаем содержимое с физраствором, кровь становится мутной, т.к. эритроциты не разрушены, а в пробирке со спиртом становятся прозрачными. Это означает, что кровяные тельца под действием алкоголя разрушаются.

2.«Влияние алкоголя на куриный белок».

В пробирку с куриным белком наливают этиловый спирт.Белок меняет свою структуру.

Учащиеся делают самостоятельно выводы.

Вывод: при действии алкоголя на органическое вещество - белок, структура белка разрушается. Белок является строительным материалом для зародыша.

Под действием алкоголя разрушаются эритроциты крови и структура белка.

может послужить возникновению уродств.

Третья группа учащихся представляет отчёт по теме «Влияние курения инаркотических веществна развитиезародыша человека» » презентация (3мин)

Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. Если поступление крови в плод ограничен, то снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин ребёнок при рождении весит в среднем на 300-350г меньше нормы.

Существуют и другие проблемы, связанные с курением при беременности. У таких женщин чаще происходят преждевременные роды и выкидыши на поздних сроках беременности. На 30% выше вероятность ранней детской смертности и на 50% - вероятность развитие пороков сердце у детей, чьи матери не смогли во время беременности отказаться от сигарет.

Влияние наркотических веществ.

Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развитие приобретает такую же зависимость.

После рождения у него возникает синдром отмены (ломка), потому что исчезает постоянное поступление наркотика, который до этого ребёнок получал из крови матери через плаценту. Так как героин, кокаин и другие наркотики в первую очередь поражают нервную систему, у таких детей ещё в период внутриутробного развития может возникнуть поражение головного мозга, что приведёт в дальнейшем к задержке умственного развития или нарушения поведения.



Четвертая группа учащихся представляет отчёт по теме : «Деятельность систем организма, обеспечивающий постоянство внутренней среды». презентация (3мин)

Пятая группа учащихсяпредставляет отчёт по теме  «Стресс и его последствия» презентация (3 мин).


Шестая группа учащихсяпредставляет отчёт по теме  «Регенерация» презентация (3 мин)

Вопросы для обсуждения, созданных публикаций и презентаций

  1. Как же относится современная медицина к сигаретам и курению?

  2. Кого рожают курящие женщины?

  3. Почему в России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног, а торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города?

  4. Полезно лидля повышения аппетита выпивать пива?

  5. Почему еще в Древнем Риме и Спарте запрещалось пить вино до тридцатилетнего возраста, а в допетровской Руси и ряде других стран существовал обычай - на свадьбе жених и невеста не пили ни капли спиртного?

  6. Каково воздействие употребления алкоголя и курения на юношеский и молодой организм?

  7. Почему наркоманию называют чумой XXI века?

  8. Можно перестать употреблять внутривенные наркотики в любое время?

  9. Почему подростки начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики?

  10. Каковы последствия неправильного применения лекарственных веществ во время беременности?

  11. Что такое стресс? Каковы его причины? Его значение?

  12. Что такое регенерация? Виды регенерации ее значение?


Рефлексия

На уроке я работал(-а) как?

Урок показался интересным?

Мое настроение стало лучше?

Материал оказался полезным или как?

V. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя

Таким образом, воздействия неблагоприятных факторов на организм продолжается длительное время и в большинстве случаев сказываются на развитии потомства.

Оценка работы участников семинара

VI. Домашнее задание:

Завершить работу над публикацией или презентацией, учитывая замечания и пожелания, полученные при обсуждении.