ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЗОЛОТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ РОМАНА САЛЬКОВА»
Урок музыки в 1 классе
«Русские народные инструменты»
учитель музыки
Кононенко Елена Юрьевна
2022 год
Класс: 1
Предмет: Музыка
Тема урока: " Музыкальные инструменты"
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;
Дидактическая цель: ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать представление о музыкальных инструментах.
Развивающая: развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.
Оборудование:
Презентация: «Музыка»;
Мультимедийная доска, компьютер.
Музыкальное произведение – «Веселый музыкант». Композитор А.Филиппенко
Организационный момент:
СЛАЙД Звучит музыкальное приветствие:
-Прозвенел звонок – Начался урок.
-Здравствуйте, ребята – Здравствуйте учитель.
- Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Присаживайтесь.
СЛАЙД - Ребята, посмотрите на слайд, здесь представлены 4 картинки и высказывание «Без них, как без рук». О чем идет речь?
- Инструменты – это незаменимые помощники людей дома и на работе. Распределите инструменты по их назначению.
Швея или портной – ножницы, нитки.
Учитель – книга и указка
Медсестра – шприц и градусник
Скрипач, музыкант – скрипка.
- Скрипку мы вручили кому? Музыканту
- А кого, ребята, называют музыкантом?
Музыкант - это человек, который исполняет музыку на различных инструментах, ещё его называют – исполнитель.
С помощью чего он может исполнять музыку?
Правильно, Исполнять музыку он может с помощью музыкального инструмента(музыкант)или голоса (певец).
- А какие профессии, связанные с музыкой вы еще знаете?
Композитор – это тот, кто сочиняет музыку
Слушатель – тот, кто слушает.
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно и поднимайте руки.
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый...
Барабан
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(На ней играл Крокодил Гена)
Гармонь
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
Гитарой
Вы все на ней играете
Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду.
Да-да-да-да-да-да-да.
Вот так поет она всегда.
Ни палочка, ни трубочка
Дудочка
Заиграл смычок по струнам
Песенка звенит над лугом.
Заплясали муравьи,
Солнышко и липка,
Разбудила луг, леса
Озорная...
Скрипка
Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живет.
А маленькие дамы
На нем играют гаммы.
Пианино
- Как много вы знаете музыкальных инструментов …
СЛАЙД (звуки природы)
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!
– О чём стихотворение?
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (шум ветра, шум дождя, щебет птиц, шелест листьев, шум деревьев, шум волны, воды…..)
2. Актуализация знаний
СЛАЙД Споём русскую народную песню- закличку «Дождик»:
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!
– Почему песня называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку? (Народ)
– Как родились народные песни? (передавались по традиции из поколения в поколение)
– О чём нам могут рассказать народные песни?(Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах)
3. Постановка проблемы
– Прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла».
– Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах?
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка… А четвертую балалаечку…..
- Какие знаете русские народные инструменты?
- Назовите тему урока. Музыкальные инструменты
СЛАЙД Сегодня мы узнаем о русских народных инструментах
-В музыкальном королевстве живут самые разные музыкальные инструменты.
4. «Открытие» нового
СЛАЙД На фоне звучания гуслей учитель читает строки из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)
«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»
– Кто такой Добрынюшка? Что знаете о былинах?
– Былина – русская народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал?
СЛАЙД – Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали о делах давно минувших дней, пели былины (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).
СЛАЙД А этот инструмент называется домра.
– Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов (фрагмент – домра, оркестр, «Наваррская хота», хота – испанский народный танец).
Главными исполнителями на домрах были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.
СЛАЙД Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
А. Орлов
– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок.
СЛАЙД О каком инструменте говорится в загадке?
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. (фрагмент – оркестр, «Цыганочка»).
Если бы инструменты могли заговорить и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями. Вот послушайте одну из них и подумайте, какой инструмент так рассказывает о себе:
-Сидел рыбак веселый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники.
Сухой тростник он срезал, и скважины проткнул,
Один конец зажал рукой, в другой конец подул.
И будто оживленный тростник заговорил,
То голос человека, и голос ветра был.
Человек услышал вдруг
Нежный, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
Приложил к губам он трубку, полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий, называется... (свирель).
СЛАЙД Свирель – русский народный духовой инструмент с боковыми отверстиями . (музыкальный пример игры на свирели).
СЛАЙД Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.
Из русской народной песни «Не будите меня, молоду!»
– Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. (фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).
СЛАЙД Прослушайте звучание ещё одного инструмента. По тембру звука сможете определить, какой инструмент звучал.
– Тембр звука пронзительный, жалостливый, резковатый. Жалейка – русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.
СЛАЙД Свистульки. Двуглавые кони, барыньки, всадники, петушки имели свой символ. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушка для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».
СЛАЙД Картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Почему так называется картина? Что хотел нам рассказать художник?
СЛАЙД Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Благо и труда-то особого не требовалось: колокольчики и бубенчики вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались, издавая целую гамму серебристых звуков. Бубенчик является полым шаром, в котором катается металлический шарик.
Прослушайте звучание бубенцов.
СЛАЙД – Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись у скоморохов.
– Прослушайте звучание бубна.
СЛАЙД Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два.
Два чуда – две чудесных ложки!
Округлых, звонких, расписных!
Чечётку, даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!
Л. Логинов.
Ребята, послушайте как звучат ложки.
СЛАЙД Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок. Музыкальный пример.
Объясните значение слова «оркестр» (многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).
СЛАЙД – Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.
Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!
Л. Яковлев
Прослушайте фрагмент русского народного наигрыша «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить звучащие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
– Какие инструменты звучали?
– Какой характер у мелодии?
Вывод. Каждый инструмент имеет свою тембровую окраску звука.
Музыкальная физ-минутка
Вокально – хоровая работа
- Какую песню вы выучили на прошлом уроке? Веселый музыкант
СЛАЙД - Давайте с вами повторим песню.
- Ребята, с каким настроением мы должны петь эту песню?
- Давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки положить на колени.
- Я слышу, что некоторые из вас допускают небольшие ошибки в произношении.
- Ребята, петь нужно четко, правильно, чтобы каждый гласный звук был отчетливо слышен, давайте с вами попробуем пропеть без музыки эту песню шепотом.
- А сейчас, давайте сядем ровно, ноги у нас стоят на полу, спина прямая, ручки положить на колени. И споем эту песню снова.
Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, на какие группы делятся народные инструменты?
СЛАЙД (струнные, духовые, ударные).
СЛАЙД - И какие инструменты относятся к каждой группе.
Рефлексия
Вывод
– Что нового узнали? Чему научились?
– Какими слушателями и исполнителями были на уроке?