Сценарий урока по русскому языку с применением здоровьесберегающих технологий, с использованием компьютерных медиаресурсов
- совершенствовать умения учащихся определять родственные слова по их лексическому значению,
1.Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
3. Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.
4. Краткое описание содержания учебных кадров
1. Титульный лист.
2. Словарная работа. Объяснение слова «исследователь»
3. Стихотворение А. Якима.
4-5- 6 Диалог «Гусеницы и гуся» Доказательство родства слов, выделение корня.
7. Вывод.
8. Многозначность слова «корень».
9. Физкультминутка
10. Образуем однокоренные слова для слова «сад».
11. Стихотворение Е. Измайлова « Словесный сад»
12 .Звуковой анализ слов. Правописание.
13. Слова – синонимы
14-15. Групповая работа. Проверка.
16. Вывод
18. Спасибо за работу!
Комментарий хода урока | Время (мин.) | № слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
Организационный момент. Мотивация учащихся. | 30 сек | 1 | Внимание. | Организованность. Аргументированность. |
Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации. | 4 | 2-3 | Внимание Память Восприятие. Мышление | Способность выделять причинно-следственные связи между словами. |
Релаксация. | 3 | 4-5-6 | Внимание | Любознательность. Самостоятельность |
Вывод о родственных словах. | 5 | 7 | Точность речи Внимание Понимание материала | Активность Самостоятельность |
Корень слова. Вывод. | 3 | 8-9 | Логичность Понимание материала | Рефлексивность Любознательность Аргументированность Активность Самостоятельность Глубина рассуждений Коммуникативная культура |
Многозначность слова «корень» | 2 | 10 | Понимание Мышление | Самостоятельность Культура эмоций. |
Физкультминутка | 2 | 11 | | |
Активизация знаний учащихся Подача текстовой информации | 5 | 12-13 | Внимание Восприятие. Мышление | Любознательность Культура эмоций |
Подача информации | 3 | 14 | Мышление Логичность | Рефлексивность Активность Культура эмоций Дисциплинированность |
Творческая работа по вариантам | 5 | 15 | Внимание Память Мышление | Самостоятельность Дисциплинированность Ясность речи |
Самостоятельная творческая работа | 6 | 16 | Логичность Внимание Мышление Логичность | Рефлексивность Аргументированность Коммуникативная культура |
Оценка своей деятельности на уроке. Д/З. | 1 | 17 | Внимание Память Логичность | Аргументированность Ясность речи Самостоятельность |
Спасибо за работу! | 30 сек | | Внимание | Любознательность Культура эмоций |
Этапы урока. | Деятельность учителя и учащихся. | Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы. | Примечание. |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Евгеньевна. И мы на уроке русского языка. | | Позитивный настрой на урок. |
2. Релаксация. 3. Активизация знаний учащихся Слайд 2 Исследователь. | - Кто умеет учиться? - Мы умеем учиться! - Кто умеет трудиться? - Мы умеем трудиться! - Кто умеет слушать? - Мы умеем слушать? - Кто умеет отвечать? - Мы умеем отвечать! - Грамотно и внятно? - Грамотно и внятно! - Чтоб было всем понятно? - Чтоб было всем понятно! - Сегодня на эти 40 минут я предлагаю вам стать исследователями. Согласны? -А как вы думаете, кто такие исследователи? (Ответы детей) - В толковом словаре Ожегова можно найти ответ. -Исследователь – пытливый человек, который знакомится с чем-то, изучает, выясняет. | Поддержание интереса к уроку. Создание проблемной ситуации. Развивающее обучение. | Коммуникатив- ность Аргументированность |
4. Релаксация Слайд 3. Стихотворение А.Якима «Родня» | Мама с папой моя родня. Нет роднее родни у меня! И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка! Я родных своих очень люблю! Скоро всем подарки куплю… - Кого автор считает родными в этом стихотворении? (Маму, папу, сестрёнку, братишку, щенка Тишку) - А что вы понимаете под словом «семья?» (Это значит любовь, забота, внимание, дружба) - А как вы думаете, слова могут иметь родственные связи? Могут дружить между собой? - Первое задание исследователям: - Откроем тетради, запишем дату исследования и место исследования. - Задание второе: Будем доказывать, что слова могут дружить и могут быть родственными! | Развивающее обучение. Создание проблемной ситуации. | Стихотворение читает учитель. |
5. Изучение нового материала. Диалог Слайд 4-6 | 1. Повстречалась на лужайке гусеница с одной семейкой. –Вы кто такие? – Я гусь, это гусыня, а это гусята! – А ты кто такая? – Я ваша тётя – гусеница! 2. –Кто встретился на лужайке? (Гусь, гусыня, гусёнок и гусеница) – Правильно! – Кто такой гусь в нашем диалоге? – Гусь это птица, отец семейки. – Кто такая гусыня? - Гусыня – это птица, мама гусят. - Кто такие гусята? - Гусята – птицы – птенцы, дети гуся и гусыни. - Верно. - Ну а гусеница, это кто? - Это может быть личинка бабочки – насекомое. - Верно! Она не имеет ничего общего с семейством гусей. Уберём её из семейки. - Вот мы и доказали, что слова «гусь - гусыня - гусята» имеют родственные связи. - Как мы будем называть такие слова? (Такие слова называются родственными) - Прочитаем правило. Запись родственных слов в тетрадь. (Гусь, гусыня, гусята) | Создание проблемной ситуации. Развивающее обучение. Работа в тетради и на доске. | Чтение учителем Молодцы! Погладьте себя по голове |
6. Выделение общей части – корень слова. Слайд 7 Вывод Понятие «корень слова» | - Назовите, какая общая часть в этих родственных словах? (--гус-) Общая часть родственных слов называется «корень слова» и обозначается дугой. - Выделим корень в наших словах. Проверьте. - Чтение правила | Работа в тетради Правило читает ученик. | |
7. Слайд8. Вывод | - Следующее задание исследователям. - Вот интересно, а слово «корень» однозначное или многозначное. Подумайте и ответьте, используя логику и мышление! Кто готов? Лови мяч и отвечай! (Ответы детей) растения Корень волоса ногтя зуба слова - Слово «корень» многозначное, а мы сегодня говорим о корне слова. - Молодцы исследователи! | Развивающее обучение. Создание проблемной ситуации. Похвалите друг друга. | Игра с использованием мяча. |
8. Слайд 9 Физкультминутка | Звучит песня «Солнышко лучистое» | Здоровьесберегающий подход. | Выполняют стоя. |
9. Слайд 10 Стихотворение Е.Измайлова «Сад» Слайд 11-12 | Новое задание для исследователей. Образуем однокоренные слова для слова «сад». - Слушаем внимательно и отвечаем! - Как называются посаженные рядом плодовые деревья, кустарники? (Посадка) - Молодые, нежные растения, которые выращивают для посадки? (Рассада) - Как называют хозяина сада? (Садовод) - Кто ухаживает за растениями в саду? (Садовник) Стихотворение Е.Измайлова «Сад» -Как называются эти слова? ( Родственные или однокоренные) Сейчас прочитаем слова, которым надели звуковой костюмчик: (сат, пасатка, расада, садавот, садовник) Вспомним: Звук – слышим, букву пишем. Поэтому вспоминаем правила написания слов. Запись и проверка слов. - Выделим общую часть родственных слов. Какую? Корень – сад. | Устная фронтальная работа. Коллективная работа на доске и в тетрадке. Фонетика | Работа по вопросам учителя. |
10.Слайд 13. Синонимы | Исследователи! Прочитаем слова! Являются ли они родственными словами? Объясните, почему? Как называется эта группа слов? (Синонимы) - Вспомним, что такое синонимы? (Это слова разные по написанию, но одинаковые по значению) | Создание проблемной ситуации. | Устная работа |
11. Работа по вариантам Слайд14-15 | - А теперь задание по вариантам. Вам нужно выписать родственные слова и выделить в них корень. 1вариант работает со словом стол; 2 вариант – со словом лес; 3 вариант – со словом – двор. - Проверим. Читаем слова. Какой корень выделили? Оцените свою работу. | Работа в группе. | Работа в тетради по карточкам. |
12. Самостоятельная работа Слайд 16 Как найти корень? Вывод. | Сказка о Воде. Собрались у Воды родственники. Подводник с водицею беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Кто приметил «чужака»? (Это слово «водитель») - Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове есть общая часть со словом вода). Подчеркните список гостей - родственников Воды. (Работа на листочках: дети подчеркивают слова, выделяют корень.) Прочитаем слова. Если есть время «Подводник» - Кто это? 1. Это моряк, служащий в подводном флоте. 2. Это специалист по подводным работам. «Водолаз» - Кто это? 1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением. 2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих. «Водомерка» - Кто это? Это насекомое, передвигающееся по воде. - Ну а теперь найдём «родственников» к слову «водитель». (Работа в тетради и у доски: дети выписывают слова во второй столбик, выделяют корень: водитель, водит, водительское). | Поменяемся листочками и оценим работу друга. | Текст читает ученица. Взаимопроверка. |
13. Релаксация. Слайд 17. | Оцените свою работу на уроке. Ваше впечатление от урока. Я узнал… Я научился Мне понравилось… | | |
Д/З Карточка Оценка своей работы. Слайд 18. | Оля рассматривала дома цветные картинки. Она увидела из окна красивые, яркие цветы. Девочка вышла во двор и подошла к цветнику. За ним ухаживала цветовод тетя Аня. На плечах у нее был цветастый платок. Над цветами порхали пестрые бабочки. Они садились на цветки и пили цветочный нектар. Оля любовалась цветущими растениями. Выписать родственные слова и выделить корень. Спасибо за внимание! | | |