СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Спряжение глаголов", 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка  по теме "Спряжение глаголов", 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Спряжение глаголов", 9 класс»

Конспект урока по русскому языку для учащихся 9 класса "Спряжение глаголов».

Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению. 

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.
Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение  и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы урока. Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глаголов и научимся определять спряжение глаголов по личным окончаниям. Запишите число, тему урока.
2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе. 
Задание «Найди лишнее слово»
ГРАМОТА
УЧЕНЬЕ
НАУКА
ЗНАТЬ
ШКОЛА
Лишнее слово – ЗНАТЬ. 
-Почему? (Знать – это глагол, все остальные слова - существительные).
- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?
(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ)
3. Словарная работа.
ОБРАЗОВАНИЕ .  Давайте посмотрим в словаре понятие «Образование».         
     
Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (исторически – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.

Люди всегда стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. 4. Упражнение-переход к теме урока.
-Нам даны пословицы, прочитаем их:

С книгой жить – век не тужить.
Не пером пишут, а умом.
Как потрудимся, так и поедим.
Одна книга тысячи людей учит.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. ( Объяснение пословицы)

-Все ли пословицы на тему «Образование и наука»? 
(Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.) 

- На какую тему эта пословица? 
(Тема - ТРУД). 
Но без труда мы тоже не осилим все науки. Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ» «Без учебы и труда не придет на стол еда»

- А  теперь найдите и выпишите все имеющиеся в них глаголы. (Работа у доски) Морфологический разбор глагола «учит».Домашним заданием у вас было повторить все грамматические признаки глагола.( время, лицо, число, род в Пр.Вр., неопред. Ф.)
- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.
(ЖИТЬ, не ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ)

- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам( Работают ученики у доски)

ЖИТЬ     СПАТЬ                                                                     

я живу, сплю

мы живём . спим                     

ты живёшь, спишь

вы живёте, спите.                      
он (она, оно) живёт,спит

они живут, спят            

Выделим   личные окончания глаголов. 

-Что мы с вами делали? 
Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ.  Правило – стр. 170.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Два глагола ЗНАТЬ И не ТУЖИТЬ –  представлены учителем.

ЗНАТЬ                                                                       не ТУЖИТЬ
Я знаю, мы знаем                            я не тужу, мы не тужим
Ты знаешь, вы знаете                        ты не тужишь, вы не тужите
Он(она, оно) знает, они знают               он (она, оно)не тужит, они не тужат  

- Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?

Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.

К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).

Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).
Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь).Правило – стр. 172

5.  Физкультпауза. 
Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то – две руки.

6. Упражнение № 239 стр. 173 по теме урока.

1-й уровень. Составить словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.

2-й уровень. Глаголы записать в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.

Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы. (доп.задание сильным учащимся- упр. 238 стр.173)

7. Самостоятельная работа. 1-й уровень – тест

2-й уровень – задание - проспрягать глагол. Взаимопроверка.

Что сегодня мы с вами узнали? - Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ?  В каком времени спрягаются глаголы?
- Сколько в русском языке различают спряжений? Чему сегодня мы научились.

7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237. Текст про библиотеку.

Отметка «3» - списать текст.

Отметка «4» - списать текст, подчеркнуть глаголы.

Отметка «5» - списать текст, подчеркнуть глаголы, выделить окончания, указать спряжение

.
8. Итоги урока. Оценивание учащихся.






Тесты. Выбрать правильный ответ. Самостоятельная работа.

Глаголы:

А) склоняются

Б) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

А) окончание

Б) основа

3. Что называется спряжением?

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по лицам и числам

В) изменение глагола по родам и числам

Тесты. Выбрать правильный ответ. Самостоятельная работа.

Глаголы:

А) склоняются

Б) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

А) окончание

Б) основа

3. Что называется спряжением?

А) изменение глагола по падежам

Б) изменение глагола по лицам и числам

В) изменение глагола по родам и числам

1. Спряжение глаголов это:

А) изменение по падежам.

Б) изменение по лицам и числам.

В) изменение по родам и числам.


2.В русском языке существует:

А)два спряжения

Б) одно спряжение

В) три спряжения.


3.Глаголы:

А) Склоняются

Б) Спрягаются


4.У глаголов при спряжении изменяется:

А) Окончание

Б) Основа.


5.Глаголы с окончаниями –им, ите, ишь, ит, ат(ят)

А) 1 спр.

Б)2 спр.


6. Глаголы с окончаниями – ем, ете, ешь, ет, ут(ют)

А) 1 спр.

Б) 2 спр.


7. Глагол ШУМЯТ

А) 1 спр.

Б) 2спр.


8. Глагол ДУМАЕТ

А) 1 спр.

Б) 2 спр.












1. Спряжение глаголов это:

А) изменение по падежам.

Б) изменение по лицам и числам.

В) изменение по родам и числам.


2.В русском языке существует:

А)два спряжения

Б) одно спряжение

В) три спряжения.


3.Глаголы:

А) Склоняются

Б) Спрягаются


4.У глаголов при спряжении изменяется:

А) Окончание

Б) Основа.


5.Глаголы с окончаниями –им, ите, ишь, ит, ат(ят)

А) 1 спр.

Б)2 спр.


6. Глаголы с окончаниями – ем, ете, ешь, ет, ут(ют)

А) 1 спр.

Б) 2 спр.


7. Глагол ШУМЯТ

А) 1 спр.

Б) 2спр.


8. Глагол ДУМАЕТ

А) 1 спр.

Б) 2 спр.











Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:

Я_____________

Мы____________

Ты______________

Вы________________

Он(она, оно)___________

Они________________


Указать спряжение_


Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:

Я_____________

Мы____________

Ты______________

Вы________________

Он(она, оно)___________

Они________________



Указать спряжение_



Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:

Я_____________

Мы____________

Ты______________

Вы________________

Он(она, оно)___________

Они_________________

Указать спряжение_


Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:

Я_____________

Мы____________

Ты______________

Вы________________

Он(она, оно)___________

Они_________________

Указать спряжение_




Самоанализ урока

Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению. 

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение  и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.



Это первый урок по теме «Спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный. На этапе Разминка учащиеся закрепили навыки дифференциации частей речи ( отличить глагол от существительных)

Второй этап- Словарная работа использовался для активизации словарного запаса, осуществлялась связь с жизнью.

Следующий этап – переход к теме. Работа с пословицами. Использование пословиц способствовали повышению интереса к уроку, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся. На этом же этапе прошла актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы . В ходе урока проведена физкультминутка по теме. При закреплении предлагались задания по выбору. Самостоятельная работа проводилась дифференцированно. Также дифференцированно было предложено домашнее задание. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!