Конспект урока по русскому языку для учащихся 9 класса "Спряжение глаголов».
Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.
Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы урока. Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глаголов и научимся определять спряжение глаголов по личным окончаниям. Запишите число, тему урока.
2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе.
Задание «Найди лишнее слово»
ГРАМОТА
УЧЕНЬЕ
НАУКА
ЗНАТЬ
ШКОЛА
Лишнее слово – ЗНАТЬ.
-Почему? (Знать – это глагол, все остальные слова - существительные).
- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?
(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ)
3. Словарная работа.
ОБРАЗОВАНИЕ . Давайте посмотрим в словаре понятие «Образование».
Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (исторически – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.
Люди всегда стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. 4. Упражнение-переход к теме урока.
-Нам даны пословицы, прочитаем их:
С книгой жить – век не тужить.
Не пером пишут, а умом.
Как потрудимся, так и поедим.
Одна книга тысячи людей учит.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. ( Объяснение пословицы)
-Все ли пословицы на тему «Образование и наука»?
(Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.)
- На какую тему эта пословица?
(Тема - ТРУД).
Но без труда мы тоже не осилим все науки. Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ» «Без учебы и труда не придет на стол еда»
- А теперь найдите и выпишите все имеющиеся в них глаголы. (Работа у доски) Морфологический разбор глагола «учит».Домашним заданием у вас было повторить все грамматические признаки глагола.( время, лицо, число, род в Пр.Вр., неопред. Ф.)
- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.
(ЖИТЬ, не ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ)
- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам( Работают ученики у доски)
ЖИТЬ СПАТЬ
я живу, сплю
мы живём . спим
ты живёшь, спишь
вы живёте, спите.
он (она, оно) живёт,спит
они живут, спят
Выделим личные окончания глаголов.
-Что мы с вами делали?
Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Правило – стр. 170.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Два глагола ЗНАТЬ И не ТУЖИТЬ – представлены учителем.
ЗНАТЬ не ТУЖИТЬ
Я знаю, мы знаем я не тужу, мы не тужим
Ты знаешь, вы знаете ты не тужишь, вы не тужите
Он(она, оно) знает, они знают он (она, оно)не тужит, они не тужат
- Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?
Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения – ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.
К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).
Эти окончания сохраняются в глаголах перед –ся (-сь).Правило – стр. 172
5. Физкультпауза.
Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то – две руки.
6. Упражнение № 239 стр. 173 по теме урока.
1-й уровень. Составить словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.
2-й уровень. Глаголы записать в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.
Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы. (доп.задание сильным учащимся- упр. 238 стр.173)
7. Самостоятельная работа. 1-й уровень – тест
2-й уровень – задание - проспрягать глагол. Взаимопроверка.
Что сегодня мы с вами узнали? - Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ? В каком времени спрягаются глаголы?
- Сколько в русском языке различают спряжений? Чему сегодня мы научились.
7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237. Текст про библиотеку.
Отметка «3» - списать текст.
Отметка «4» - списать текст, подчеркнуть глаголы.
Отметка «5» - списать текст, подчеркнуть глаголы, выделить окончания, указать спряжение
.
8. Итоги урока. Оценивание учащихся.
Тесты. Выбрать правильный ответ. Самостоятельная работа.
Глаголы:
А) склоняются
Б) спрягаются
2. У глаголов при спряжении изменяется
А) окончание
Б) основа
3. Что называется спряжением?
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по лицам и числам
В) изменение глагола по родам и числам
Тесты. Выбрать правильный ответ. Самостоятельная работа.
Глаголы:
А) склоняются
Б) спрягаются
2. У глаголов при спряжении изменяется
А) окончание
Б) основа
3. Что называется спряжением?
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по лицам и числам
В) изменение глагола по родам и числам
1. Спряжение глаголов это:
А) изменение по падежам.
Б) изменение по лицам и числам.
В) изменение по родам и числам.
2.В русском языке существует:
А)два спряжения
Б) одно спряжение
В) три спряжения.
3.Глаголы:
А) Склоняются
Б) Спрягаются
4.У глаголов при спряжении изменяется:
А) Окончание
Б) Основа.
5.Глаголы с окончаниями –им, ите, ишь, ит, ат(ят)
А) 1 спр.
Б)2 спр.
6. Глаголы с окончаниями – ем, ете, ешь, ет, ут(ют)
А) 1 спр.
Б) 2 спр.
7. Глагол ШУМЯТ
А) 1 спр.
Б) 2спр.
8. Глагол ДУМАЕТ
А) 1 спр.
Б) 2 спр.
1. Спряжение глаголов это:
А) изменение по падежам.
Б) изменение по лицам и числам.
В) изменение по родам и числам.
2.В русском языке существует:
А)два спряжения
Б) одно спряжение
В) три спряжения.
3.Глаголы:
А) Склоняются
Б) Спрягаются
4.У глаголов при спряжении изменяется:
А) Окончание
Б) Основа.
5.Глаголы с окончаниями –им, ите, ишь, ит, ат(ят)
А) 1 спр.
Б)2 спр.
6. Глаголы с окончаниями – ем, ете, ешь, ет, ут(ют)
А) 1 спр.
Б) 2 спр.
7. Глагол ШУМЯТ
А) 1 спр.
Б) 2спр.
8. Глагол ДУМАЕТ
А) 1 спр.
Б) 2 спр.
Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:
Я_____________
Мы____________
Ты______________
Вы________________
Он(она, оно)___________
Они________________
Указать спряжение_
Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:
Я_____________
Мы____________
Ты______________
Вы________________
Он(она, оно)___________
Они________________
Указать спряжение_
Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:
Я_____________
Мы____________
Ты______________
Вы________________
Он(она, оно)___________
Они_________________
Указать спряжение_
Проспрягать глагол КРИЧАТЬ:
Я_____________
Мы____________
Ты______________
Вы________________
Он(она, оно)___________
Они_________________
Указать спряжение_
Самоанализ урока
Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
3. Коррекционно-воспитательные:
Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.
Это первый урок по теме «Спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный. На этапе Разминка учащиеся закрепили навыки дифференциации частей речи ( отличить глагол от существительных)
Второй этап- Словарная работа использовался для активизации словарного запаса, осуществлялась связь с жизнью.
Следующий этап – переход к теме. Работа с пословицами. Использование пословиц способствовали повышению интереса к уроку, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся. На этом же этапе прошла актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы . В ходе урока проведена физкультминутка по теме. При закреплении предлагались задания по выбору. Самостоятельная работа проводилась дифференцированно. Также дифференцированно было предложено домашнее задание. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.