Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
БИОЛОГИЯ | 8 | ЗНАЧЕНИЕ КОЖИ И ЕЕ СТРОЕНИЕ |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
БИОЛОГИЯ: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – М. Вентана-Граф, 2017 | 8 | А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1) Формирование у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой; знать о роли кожи в регуляции постоянства температуры тела. 2) Подведение к умозаключению о необходимости соблюдения гигиенических правил, связанных с анатомо-физиологическими знаниями о коже. 3) Формирование умения устанавливать логические связи между изучаемым и изученным, устанавливать взаимосвязь функций кожи с функциями выделительной, нервной, кровеносной и других систем единого организма. Развитие умений объяснять причину образования загара. 4 ) Развитие умений работать с учебником, овладение понятиями (эпидермиса, гиподермы, волос, железа) 5) Работа с иллюстрациями – умение называть слои кожи. 6)Развитие умения раскрывать связь между строением и функциями от дельных частей кожи. Для достижения предметного результата Определить понятия «кожа», «эпидерма», «дерма», «гиподерма», «железы», «роговые образования». Формировать умение работать с лабораторным оборудованием | РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Формирование умений самостоятельно определить цели и задачи обучения при изучении темы «Кожа»; Развитие у учащихся самостоятельности при планировании путей достижения целей и выбора наиболее эффективных способов реализации целей и задач; Формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие внимательности при поиске ошибок ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Развитие способности строить логические рассуждения, делать умозаключения; Формирование умений устанавливать аналогии, создавать обобщения, определять понятия, выбирать критерии для сравнения; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Развитие умения организовать сотрудничество и совместную деятельность при работе в парах; Для достижения метапредметного результата Организовать и сопровождать работу в группах при изучении кожного покрова Развивать навыки умений сравнения, обобщения фактов. | Воспитание умений учащимися реализовывать теоретические познания при решении практических задач; Приятие правил личной гигиены на основе знаний о строении мочевыделительной системы; Воспитание интереса к биологии как науки через решение нестандартных ситуаций; Для достижения личностного результата Познакомить учащихся со строением и функциями кожи |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
… | … |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
I этап урока - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ |
1.1. Оргмомент | Уметь организовываться к работе | | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | 1 |
1.2 Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке | Личностные: Смыслообразование Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Оценка учебной деятельности Коррекция Прогнозирование Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом Проверка и оценка решения задачи Моделирование Коммуникативные: Взаимодействие Кооперация | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку | Проводит терминологический диктант по теме «Органы выделения. Мочевыделительная система» | Выполняют задание, проводят взаимоконтроль (ориентируясь на правильные ответы, размещенные в презентации) | 4 |
1.3. Актуализация | Личностные: Смыслообразование Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Целеполагание Планирование Прогнозирование Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом Составление плана решения Осуществление плана решения Проверка и оценка решения задачи Моделирование Коммуникативные: Взаимодействие Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение) | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку | На экране записаны понятия: выделение, легкие, почки, ЖКТ, кожа. - Обратите внимание на записи, сделанные на экране. Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать самим с помощью подсказок. Подсказки: - Это сложный орган со многими функциями; - Масса этого органа у взрослого человека достигает в среднем 2,7 кг - Это самый тяжёлый орган человеческого тела; - Его называют «зеркалом здоровья и болезни»; - Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме; - Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь; - Этот орган тесно связан с нервной системой; - В нём заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения; - Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы. (студенты дают название органу – кожа; формулируют тему и цели урока) | Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют кластер «Способы выведения продуктов метаболизма из организма», записывают в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах. Пытаются сформулировать тему | 5 |
1.4. Проблематизация | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку, иллюстрации | Предлагает по рисункам и слайду презентации сравнить кожные покровы представителей различных классов животных; сравнить и проанализировать покровы тела. Пытаются ответить на вопрос: «Какие особенности и сходства покровов тела человека с другими представителями класса млекопитающие?» | Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства покровов тела класса Млекопитающие. | 2 |
1.5. Мотивация | | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем | 2 |
II этап урока - ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ |
2.1. Первичное ознакомление Результат этапа: знакомство с новым материалом, самостоятельное «открытие» нового знания | Личностные: Смыслообразование Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Целеполагание Прогнозирование Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом Моделирование Коммуникативные: Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение) | Учебник §41, стр. 171 | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника | Самостоятельно читают абзац учебника «Значение кожи», отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки и пытаются сформулировать понятия | 8 |
2.2. Практическая работа | Печатная тетрадь | Организует работу класса Организует работу по закреплению первичных знаний. | Самонаблюдение «Кожа человека». Выполнение работы в Печатной тетради №2 Задание 2 на стр. 17-18. По результатам работы, учащиеся формулируют выводы | 2 |
2.3. Первичное ознакомление Результат этапа: знакомство с новым материалом, самостоятельное «открытие» нового знания | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку, учебник | Организует работу по учебнику §41, стр. 171-173 | Самостоятельно выполняют задание по заполнению таблицы «Строение и функции кожи» Слой кожи | Особенности строения | Функции | | | | Работа в парах: осуществляют проверку по слайдам и оценивают работу одноклассника. | 6 |
III этап урока - ОТРАБОТКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
3.1. Первичное применение нового знания | Личностные: Нравственно-этическая ориентация Мотивация учебной деятельности Регулятивные: Планирование Контроль внимания Коррекция Прогнозирование Познавательные: Анализ текста Осуществление плана решения Проверка и оценка решения задачи Моделирование Коммуникативные: Взаимодействие Кооперация Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение). | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку | Организует работу по закреплению первичных знаний | Отвечают на вопросы к §41, стр. 173 | 3 |
IV этап урока - ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ |
4.1. Обобщение, систематизация, применение (самостоятельная работа в группах). Результат этапа: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний (прикладное применение знаний | Личностные: Самоопределение Смыслообразование Регулятивные: Контроль внимания Коррекция Познавательные: Проверка и оценка решения задачи Коммуникативные: Взаимодействие Кооперация Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение) Моделирование | Виртуальная лаборатория по биологии (см. ссылку ниже) Ссылка на виртуальную лабораторию по биологии: http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=165:2009-08-29-14-42-29&catid=43:8&Itemid=104 | Организация выполнения демонстрационной лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей»: - рассмотреть препарат кожи человека. - определить, тканями каких типов он образован. | Учащиеся принимают участие в выполнении работы. | 5 |
4.2. Обобщение, систематизация, применение (коллективная работа). | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку. Диск «Биология, 8 класс. Человек- 1С: Образование», | Организует работу по коррекции знаний с использованием материалов тестового режима диска «Биология, 8 класс. Человек- 1С: Образование», индивидуальные задания. | Выполнение интерактивных заданий: - «Строение кожи» - «Строение ногтя» - «Рецепторы кожи» | 4 |
V этап урока - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: ДИАГНОСТИКА, КОНТРОЛЬ, САМО- И ВЗАИМООЦЕНКА, ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ |
5.1. Итог урока, рефлексия | Личностные: Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Регулятивные: Оценка учебной деятельности Коррекция Прогнозирование Познавательные: Проверка и оценка решения задачи Моделирование Коммуникативные: Взаимодействие Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение) | ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку. Задание реши кроссворд. Ссылка на кроссворд «Кожа — наружный покровный орган» http://biouroki.ru/crossword/biologiya-8-klass-pasechnik/kozha.html Проверочные задания по теме «Строение кожи». Контрольный модуль, Утверждения-подсказки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008b1-1000-4ddd-8e39-2a00475d60ab/index.htm Строение кожи и ее функции. Контрольный модуль, Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008b4-1000-4ddd-5191-3700475d60ab/index_mht.htm | Подводит итог урока, организует работу в парах, если останется время, на выбор - решение кроссворда, - проверочные задания по теме «Строение кожи», Контрольный модуль, Утверждения-подсказки - проверочные задания по теме «Строение кожи и ее функции», Контрольный модуль, Интерактивное задание. | Отвечают на вопросы, приготовленные учителем заранее для рефлексии, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям | 2 |
5.2. Инструктаж домашнего задания | | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж: §41, задание №1 в печатной тетради стр. 17. | Записывают домашнее задание, задают вопросы | 1 |
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017
2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014.- 432с.
3. За основу технологической карты взята технологическая карта, разработанная к.п.н., доцентом МИОО О.Н. Мачехиной, учителем математики гимназии 1570 г. Москвы О.В. Степиной
4. Использованные Интернет-ресурсы: