СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Состав и строение атмосферы",6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Состав и строение атмосферы" 6класс. Изучение атмосферы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Состав и строение атмосферы",6 класс»


Конспект урока

Предмет: «География»

Класс 6

Тема урока: «Атмосфера: строение, значение, изучение».

.


Тип урока: Вводно-ознакомительный урок развивающего обучения на основе межпредметных связей

Цели урока:

- сформировать представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы;

- развивать навыки работы с текстом, иллюстрациями, компьютером;

Планируемые результаты:

  • предметные – формирование знаний о географической оболочке атмосфера как об источнике существования жизни. Ввести понятие «атмосфера».

  • метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению температуры воздуха на разной высоте.

  • Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

  • Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

  • Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корректив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

Методы :объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

.Оборудование :мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, атласы 6 класса, ручка, дидактический раздаточный материал.

Этапы урока :

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Определение понятия «атмосфера»

5.Состав атмосферы

6.Строение атмосферы

7.Значение атмосферы

8.Из истории изучения

9.Закрепление

10.Подведение итогов. Рефлексия.

11.Домашнеезадание

1.Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним какие оболочки Земли мы, уже изучили и знаем?


2.Изучение нового материала.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть.

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

- Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю?

- Как оно называется?

-Молодцы, оно действительно называется атмосфера.

Что такое атмосфера?

Может, это литосфера?- Нет (Что такое литосфера?)

Может, это гидросфера?- Нет

Может, это просто точка?-Нет

Значит, это оболочка? - Да!

СЛАЙД 1.

Запишем тему урока в тетради.

Определяем - цели урока.

Мы изучили внутреннее строение Земли и узнали, что наша планета сделана прочно, на совесть. Давайте ответим на вопрос, что же еще есть вокруг нас?

Ответы учащихся.

Проведение опыта: с воздушными шарами, свечи, Действительно, вокруг нас воздух, где бы мы ни находились, днем и ночью.

Знаете главную особенность воздуха?  Его нельзя разорвать, разбить, сломать. Невозможно отделить один кусок воздуха от другого. А что из этого следует? То, что воздух образует сплошную, оболочку, которая со всех сторон окружает нашу планету. И как же по-научному называется эта оболочка? Правильно! Атмосфера.

СЛАИД

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. ( запись в тетради)

Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад. Свое название она получила гораздо позднее. В 1965 году М.В.Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввел в научную терминологию термин «атмосфера».

Что такое воздух?

Слайд

Воздух – это смесь газов. Каких? (Слайд) .

Беседа с учащимися по схеме.

Азот играет важную роль разбавителя» кислорода ,

Замедляет процесс старения, ускоряет развитие растений.

Какое значение имеет углекислый газ? – процесс фотосинтеза, парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их возвращению в космическое пространство.

Значение кислорода вам известно: дыхание, горение, окислительные процессы.

Закрепление

3.ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию, задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

-Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью?

Однажды тролль решил построить дом поближе к солнцу и пусть оно меня греет.

И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

— Вот теперь, пожалуй, хватит! — сказал тролль. — Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, — думает, — отсюда до солнца рукой подать!»А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет — ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом — и построил.

Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз.

«И почему это? — думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. — Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?» (Слайд) Ответ на проблемный вопрос в конце урока.

А теперь познакомимся с границами атмосферы.

Слайд

4. Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно с текстом стр. 43 и рисунком 24 и атласами стр. 13.

(Ребята работают в парах, изучают самостоятельно строение атмосферы).

Строение атмосферы (вопросы)

Какие слои выделяют в атмосфере? Перечислите.

До какой высоты простирается стратосфера? (До высоты 50 – 55км)

Воздух разрежен, что им нельзя дышать. В стратосфере с высоты 25 км температура начинает повышаться и на верхней границе достигает 0 градусов.

До какой высоты простирается мезосфера? (До высоты 50-80 км)

В мезосфере температура понижается с высотой до -90 градусов. Воздух разрежен, не поглощает солнечное тепло.

Как называют слой, лежащий над мезосферой до 800 км? ( Термосферой).       

В термосфере температура растёт и на высоте 600 км достигает +1500 градусов.

На какой высоте сосредоточена основная масса озонового слоя? (На высоте 20-25 км)

Где наблюдаются полярные сияния? ( В ионосфере)

В каком слое летают пассажирские самолёты? (В тропосфере и в нижних слоях стратосферы)

Как изменяется давление? (давление с высотой уменьшается)

Мощность тропосферы. Её верхняя граница проходит на экваторе на высоте 18 км, а над полюсами - на высоте 8- 9 км.

Полярное сияние (слайд – шоу, фото)

Полярное сияние - необыкновенно красивое явление. Оно наблюдается в ионосфере, в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Под действием заряженных частиц, движущихся к Земле со стороны Солнца, разреженный воздух сам заряжается электричеством и начинает светиться. Полярное сияние, переливающее всеми цветами радуги, может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток



Физкультминутка

Литосферу изучили

В гидросфере мы проплыли

По морям, рекам, озерам,

И теперь вы фантазеры

В атмосферу мы пришли

Разные слои нашли

А теперь и отдохнем

Физкультминутку проведем.

Дыхательная гимнастика

- Что мы вдыхали?

- От чего нагревается воздух?

- Найдите взаимосвязь между температурой воздуха и высотой на земной поверхности? Слайд

5.Слайд Решение задач

Задача №1

Самолёт летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолёта, если в это время у поверхности Земли температура +20 гр

Задача №2

Самолёт летит на высоте 7 км. Температура за бортом -20 гр. Самолёт собирается на посадку. Какова температура в районе аэродрома?

Воздействие человека на атмосферу (видео)

- Что является причиной загрязнения воздуха?

- Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха?

Атмосфера всегда привлекала внимание человека, он наблюдал за ней и изучал ее с давних пор. Сейчас мы попросим ребят рассказать об исследованиях атмосферы (сообщение учащихся)

Слайд

Вывод :Слайд

6.Закрепление

Ответьте на вопросы:

(За каждый правильный ответ 1 балл, общее число баллов дети записывают на полях в тетради).

  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

  3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

Игровая форма закрепления материала (1 мин) «Что за числа?» (на доске написаны числа, учащиеся объясняют, что они обозначают)

2000 км

78%

6 градусов

21%

1%

18км

50 -55км

2000 км – толщина атмосферы.

78% - азот.

6 градусов – понижение температуры на каждый км.

21% - кислород.

1% - прочие газы.

18км – толщина тропосферы над экватором.

50 -55км-верхняя граница стратосферы.




7.Рефлексия.

Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок?

Какие оценки вы поставили бы себе сами?

8.Домашнее задание

§ 8 (прочитать)

Выполнить задания 3 и 5(стр.45)