СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Царство живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Царство живой природы" для 5 класса по программе И.Н. Пономаревой. Дается понятие систематике как науке и называется самая крупная систематическая группа - империя, которая делит организмы на клеточные и неклеточные. К неклеточным относят вирусы, а клеточные организмы объединяются в царства. В качестве наглядного пособия прилагается презентация с демонстрацией слайдов царств: Бактерий, Грибов, Растений, Животных и империи Вирусов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Царство живой природы"»










Разработка урока по биологии

для 5 класса


Тема: «Царства живой природы»













Учитель биологии

Гаджиева Жанета Романовна

МБОУ СОШ № 31

г. Владикавказ




Урок 10. Царства живой природы.


Цели урока:

Образовательные: актуализировать понятия «классификация», «систематика», «царство», «вид»; дать представление о систематике и о современной классификации; познакомить учащихся с основными таксонами классификации – «царство» и «вид»; сформировать первоначальные представления о виде; раскрыть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.


Тип урока

Урок изучения нового материала (открытия нового знания)


Оборудование урока:

портрет и биография Д.И. Ивановского, таблица «Строение вирусов», презентация «Царства живой природы. Вирус неклеточная форма живого».


Задачи урока


Метапредметные

Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала;

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Познавательные УУД: анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для классификации объектов живой природы; устанавливать аналогии; относить объекты к известным понятиям; представлять информацию в виде схем;

Предметные

Знания: основных таксонов классификации – «царство» и «вид»; отличительных признаков представителей разных царств живой природы; мер профилактики вирусных заболеваний.

Умения: объяснять сущность термина «классификация»; давать определение науке систематике; характеризовать вид как наименьшую единицу классификации; рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами; называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Личностные

Проявлять познавательный интерес к изучению царств живой природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы.

Ход урока.


Формы деятельности учащихся

Индивидуальная, участие в группах

Виды деятельности учителя

Беседа, показ презентации, контроль работы учащихся.

1. Нас окружает удивительный и многообразный мир живых организмов. Чтобы не запутаться в этом разнообразии живой природы, существует наука систематика, которая наводит порядок. Она объединяет родственные существа в группы.

2. Самая крупная систематическая группа это империя, которая делит организмы на клеточные и неклеточные. К неклеточным относят вирусы, а клеточные организмы объединяются в царства.

(слайд 2)

3. Разбираем понятие систематика и классификация. Самой маленькой единицей классификации считается вид. (понятие вид учащиеся записывают в тетрадь (слайд 3)

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с царствами живых организмов (работа в группах).

Царство бактерий (слайды 4)

Царство грибов (слайды 5)

Царство растений (слайды 6)

Царство животных (слайды 7)

5. Подробно остановимся на неклечной форме жизни – вирусах.

1) История открытия вирусов.(слайд 8, 9)

Слово «вирус» известно было еще в древнем мире. Оно обозначало ядовитость, язвительность. Наши далекие предки интуитивно чувствовали, что есть неизвестные и враждебные человеку существа.

В 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирус табачной мозаики. Ивановский внимательно изучал природу табачной мозаики и ему было ясно, что болезнь заразна: если сок больного растения вводился в жилку листа здорового табака, то через несколько дней на поверхности листьев появлялись желтые пятна. Увидеть вирусы удалось только в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. Первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ).

Вирусы – неклеточная форма жизни. Они внутриклеточные паразиты, которые способны кристаллизоваться во внешней среде, но как только проникают в клетки живых  организмов, проявляют все признаки живого. Именно поэтому их считают особой и уникальной формой жизни, но очень примитивной. Вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого.

2) Форма и размеры вирусов. (слайд 10)

По форме различают вирусы: палочковидные, округлые, овальные, похожие на теннисную ракетку, напоминающие кристаллы многогранника, цилиндрические. 

Распространены повсеместно: по воздуху, по воде, по земле, через биологических переносчиков (вирус энцефалитов, возбудитель бешенства, вирус желтой лихорадки), через зараженную пищу, воду, предметы быта (вирус гепатита А, вирус полиомиелита, энтеровирусы), через физические контакты с больными людьми и животными передаются немногие болезни (герпес, вирусный гепатит, ВИЧ,).

3) Многообразие вирусов. (слайд 11)


Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Вопросы к классу:

Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Как вы понимаете выражения:

1) Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.

2) Вирусы проявляют признаки жизни только в клетке.

Домашнее задание

Изучить текст § 8, ответить на вопросы . Подготовить информационные проекты «Царства живой природы», «Вирусы - неклеточные формы жизни», «Опасные невидимки» (о вирусных заболеваниях), «Помощники бактериофаги».