СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Умножение обыкновенных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учителей математики, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Урок изучения нового материала состоит из  постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.

 Использование технологии проблемного диалога на уроках математики способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, дает возможность организации процесса познания, самостоятельной деятельности учащихся, способствует овладению учащимися важнейшими общеучебными способами работы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Умножение обыкновенных дробей"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области








Методическая разработка урока математики

по теме «Умножение обыкновенных дробей»

5 класс


Автор:

учитель информатики, математики

МОАУГ № 8

Косенко Регина Владимировна












Райчихинск, 2017 год



Оглавление

1. Пояснительная записка стр. 3- 4

2.Технологическая карта урока стр. 5 - 13

3. Заключение стр.14

4. Литература стр. 15

5. Приложения стр. 16-18



  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для учителей математики, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Урок изучения нового материала состоит из постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, дает возможность организации процесса познания, самостоятельной деятельности учащихся, способствует овладению учащимися важнейшими общеучебными способами работы:

  • планированию учебной деятельности;

  • организации своей учебной деятельности;

  • восприятия информации и мыслительной деятельности;

  • оценки и осмысления результатов своих действий.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке учитель создает учебные ситуации: ситуация-проблема, ситуация-тренинг, событие из жизни учащихся, действия по алгоритму. Предложенные учебные ситуации погружают учащихся в деятельность, ученики выступают в роли ее активного субъекта, а учитель в роли организатора коммуникации.

Учитель моделирует для обучающихся затруднения в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит учеников в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности.

В течение всего урока учитель организует фронтальную обратную связь, учащиеся сначала думают самостоятельно, после один из учащихся высказывает свое мнение, остальные ученики голосуют, высказывая свое согласие или несогласие с помощью поднятия шариковой ручки горизонтально (не согласен) или вертикально (согласен). Таким образом, каждый ученик включен в мыслительную, оценочную деятельность на протяжении всего урока.



  1. Технологическая карта урока

Учебный предмет: математика.

Класс: 5 класс.

Автор УМК Дорофеев Г.В., Суворов С.Б.

Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, плакат с рефлексивной мишенью, набор предложений для составления алгоритма, листы самооценки, учебник: Математика, 5кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Цель урока: создать условия для открытия и первичного закрепления учащимися правила умножения обыкновенных дробей.

Задачи:

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов: регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

  • познавательных УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания в виде формулы, составлять алгоритм действий;

  • коммуникативных УУД: умения использовать средства математического языка и математической речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологические высказывания;

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

*** Аффирмация (психология)

Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека...



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные и метапредметные результаты

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.

Приветствует учащихся.


Создает благоприятную атмосферу на уроке, используя позитивную аффирмацию.

- Чтобы урок прошел продуктивно, настроимся друг на друга.

Произносит совместно с учениками аффирмацию:

- Я вас вижу, я вас слышу, я вас понимаю, вы в моем сердце!


Мотивирует учащихся к учению.

- Я думаю, что каждый человек за свою работу желает получать отметки, оценки. Чтобы вам легко было оценить свою деятельность на уроке, объективно поставить отметку за урок, посмотреть на ход урока со стороны, предлагаю по ходу урока заполнять лист самооценки «Моё продвижение на уроке». На каждом этапе урока оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку.

Смотри приложение № 1.

Приветствуют учителя.

Занимают места за партами.







Произносят совместно с учителем аффирмацию:

- Я вас вижу, я вас слышу, я вас понимаю, вы в моем сердце!





















Учащиеся подписывают листы самооценки.










Умение выполнять саморегулирование.





Мотивация к учению.


Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

2. Постановка темы урока. Мотивация учащихся.

Учитель организует беседу, задает учащимся вопросы:

- Ребята, вы умеете вычислять площадь прямоугольника?

-Это умение необходимо человеку в жизни?

- Докажите не на словах, а на деле, что умеете находить S прямоугольника.

- Откройте тетради, запишите число.


Учитель предлагает решить задачу №1

(слайд №1):

найдите площадь куска ткани прямоугольной формы шириной м и длиной 5м.

Хвалит учащихся, что они справились с работой.


Создает проблемную ситуацию.

Учитель формулирует и предлагает решить

задачу №2 (слайд №1), невыполнимую при имеющемся уровне знаний:

найдите площадь листа бумаги прямоугольной формы с измерениями м и м.



- Почему вы не можете вычислить площадь?


Просит выдвинуть предположение о теме урока.



Участвуют в беседе.

Ответы учеников:

-Да.



Приводят примеры, жизненные ситуации, решая которые, необходимо уметь вычислять площадь прямоугольника. Открывают тетради и записывают число.


Учащиеся работают индивидуально в тетрадях.

Выполняют самопроверку по образцу, записанному на доске одним из учеников:

S1 = ∙ 5м= м²






Учащиеся работают индивидуально.

Испытывают затруднение, т.к. способ выполнения вычисления еще неизвестен.

S2=м=?

Вступая в диалог, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его.

- Не умеем умножать обыкновенные дроби.


Выдвигают предположение о теме урока:

- Умножение обыкновенных дробей.

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся выполняют самооценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.

Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.











Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.












Умение формулировать проблему.







Умение контролировать и оценивать свои действия.

3. Целеполагание. Планирование деятельности.

Просит определить и сформулировать цель урока во внутреннем и внешнем плане.

- Подумайте и скажите, какова цель урока.

- Как вы поймете, что научились умножать обыкновенные дроби?

- Что вы при этом будете знать и уметь?


Просит составить план действий по достижению цели урока.

- Как можно сегодня поработать, чтобы достичь цели урока?


Учитель фиксирует на доске цель, задачи, план урока. (На доске по ходу обсуждения появляется схема. Смотри приложение №2).

Задает вопрос:

- Какие качества вам помогут достичь цели урока?

Учитель фиксирует на доске ответы учащихся. (На доске появляется кластер.

Смотри приложение №3).

- Желаю вам проявить данные качества и достичь цели урока.



Ответы учащихся:


- Научиться умножать обыкновенные дроби.

-Будем знать: правило, алгоритм, формулу.

Уметь: применять правило, оформлять решение задач по данной теме урока.

Называют этапы урока:

повторить, открыть правило, применять правило, подвести итог урока.

Работают с листом самооценки.







Ответы уч-ся:

-Ответственность.

- Внимание.

- Дисциплинированность и т.д.

Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели.




Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.


Умение контролировать и оценивать свои действия.





Смыслообразование.

Умение выполнять личностный моральный выбор.

4. Актуализация знаний.

- Приступим к реализации плана урок.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы

математического диктанта:

1.Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.

2. Представьте десятичную дробь в виде обыкновенной дроби: 0,5.

3. Сократите дроби:

; .

4. Найдите частное: :2





Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно, записывая ответы в тетради.

Один из учеников работает на обратной стороне доски.

По окончанию работы ученики выполняют самопроверку, взаимопроверку с образцом. Посредством фронтальной обратной связи показывают свое согласие или несогласие с ответом, контролируют правильность ответов одноклассников. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Учащиеся выполняют самооценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.



Умение контролировать и оценивать свои действия.


5. Изучение нового материала

Подводит итог этапа урока.

-Я думаю, что теперь вы готовы к изучению новой темы.

Учитель предлагает учащимся систему посильных вопросов и заданий, подводящих их к открытию мыслей.

- Рассмотрите произведения, какое действие обозначает дробная черта?

- Сравните множители произведений. Что можно сказать о первых множителях?

Что можно сказать о вторых множителях? Сравните произведение.

Сделайте вывод о произведениях. Сравните произведения.



Найдите второе произведение известным вам способом.



Сделайте предположение об умножении обыкновенных дробей. Организует работу по корректировке формулировок.

- Сравните ваше правило с тем, которое находится в учебнике.

-У вас есть выбор: пользоваться правилом, которое мы сформулировали или правилом, которое предлагает автор учебника.

- Полезно уметь записывать правила кратко, с помощью символов?


Предлагает записать правило умножения обыкновенных дробей символами, используя маленькие буквы латинского алфавита.

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, делают записи в тетрадях.





S1= ∙ 5м= м²

S2=м=?

- Деление.

-Первые множители равны.



- 5/7 в 7 раз меньше 5.


- Второе произведение в 7 раз меньше первого произведения. Контролируют правильность ответов одноклассников.

Вычисляют (15/4):7 известным способом:

15/(4∙7)=15/28.

S2=м=м²


Формулируют свои версии, обосновывают их.





Работают с учебником, стр.104. Читают. Сравнивают. Делают вывод.






- Да

Обосновывают высказывания.


Работают индивидуально, самостоятельно в тетрадях.

Получают продукт своей работы в виде формулы:

.

Один ученик записывает формулу на доске. Обсуждают запись, корректируют, если необходимо.

Владение устной и письменной речью.


Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.


Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное), выдвигать гипотезу.


Умение добывать новые знания из наблюдения.



Умение понимать другие позиции.



















Умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, информацию из одной формы в другую.



6. Первичное закрепление изученного материала.

Организует работу по первичному закреплению полученных знаний.

1. Предлагает уч-ся выполнить задания из учебника.

№ 446. Вычислите:

; ; (-; (-)∙

∙ (-)

2.Учитель предлагает учащимся составить алгоритм умножения обыкновенных дробей, используя набор из пяти предложений, заранее приготовленных учителем. Каждое предложение записано на отдельном листочке.









Организует беседу.

- Ребята, для чего вы учите математику?

Учитель предлагает решить «жизненную» задачу (слайд №3):

-У нас на территории школы есть спортивная площадка. В этом году принято решение превратить её на зимний период в каток. Чтобы залить каток необходимо потратить 81м³ воды, стоимость 1м³ воды для школы оставляет 11рублей.

Директор школы попросила посчитать затраты за использование воды.

Ученики по очереди работают на доске, учащиеся класса взаимодействуют во фронтальном режиме, под контролем учителя. Контролируют правильность ответов одноклассников.


Каждый ученик получает набор предложений. Индивидуально составляет алгоритм умножения обыкновенных дробей.

Смотри приложение №4.

Выполняют взаимопроверку в парах, в четверках.

Учащиеся выполняют самопроверку с образцом (слайд № 2), ставят баллы за работу на данном этапе в лист самооценки.

Дома вклеивают предложения (алгоритм) в тетрадь.

- Чтобы полученные знания применять в жизни.


Высказывают версии умножения смешанных чисел.

Открывают правило умножения смешанных чисел.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.








Владение устной и письменной речью, умение доносить свою позицию до других.


Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в парах, малых группах.


Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.


Умение контролировать и оценивать свои действия.






Смыслообразование.


8. Постановка домашнего задания.

Объясняет сущность домашнего задания

(слайд №4).

Обязательное:

1. Вычислите:

·;; - ·

2. № 452 (а, б) умножение смешанных чисел.

Дополнительное.

Творческое задание.

Придумать жизненную ситуацию, решение которой приводило бы к умножению обыкновенных дробей, смешанных чисел. Оформить в тетради текст и решение.

Делают записи в дневник.

Задают вопросы учителю.

Умение выполнять выбор.


Самоопределение.



9. Итог урока. Рефлексия.

Организует беседу. Задает вопросы для рефлексии.

-Какова тема урока?

-Какая цель урока?

-Достигли цели урока?

-Что узнали нового?

-Какие задания особенно понравилось выполнять?

-В чем были затруднения?

Просит подчеркнуть записанные в листе самооценки качества, которые ученики наиболее ярко проявили на уроке.

Подсчитать общее количество баллов и поставить отметку за урок, используя шкалу перевода баллов в отметку

(слайд №5).

Оценить деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока от 3 до 5 баллов, используя прием «Рефлексивная мишень». Поставить точку в соответствующий сектор.

Смотрите приложение № 5.

Подводит итог после заполнения мишени учащимися.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Объявляет окончание урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют лист самооценки.

Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока, используя «Рефлексивную мишень»

(мишень прикреплена на доске).

Подходят, ставят точки в секторы с соответствующим баллом.


Умение выполнять рефлексиюи оценку процесса и результатов деятельности.

  1. Заключение

В отличие от стандартов первого поколения ФГОС предъявляет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. При переходе основной школы на стандарты второго поколения учителя будут обязаны планировать и обеспечивать условия для достижения учащимися трех групп результатов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий».

Таким образом, учитель должен поменять подход к проектированию урока и овладеть технологией подготовки современного урока. Содержание учебного процесса должно стать средством достижения планируемых результатов.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Спланированный мною урок обеспечивает формирование предметных и универсальных учебных действий, позволяет учащимся самостоятельно открывать знания.



  1. Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011

  3. Мельникова Е.Л.Проблемно-диалогическое обучение: понятие,

технология, предметная специфика // Образовательная система

«Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.:

Баласс, 2008

  1. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учащихся/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

  4. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012



5. Приложения

Приложение №1

Лист самооценки «Моё продвижение на уроке»

Ф.И.______________________________________________________________

Этапы урока

Отметка в баллах

Критерии

1.Формулировка темы урока


Самостоятельно сформулировал(а)-1балл

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

2.Формулировка цели урока


Самостоятельно сформулировал(а)-1балл

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

3. Математический диктант


За каждое правильно выполненное задание – 1 балл

3.Открытие правила


Самостоятельно сформулировал(а) правило-1балл

С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов

4. Применение знаний



№446


Легко

Трудно

Составление алгоритма


Самостоятельно составил алгоритм-1 балл

Задача о катке


Решил самостоятельно- 1 балл

6.Итог урока


Подчеркни те качества, которые ты наиболее ярко проявил на уроке:

  • Внимательность

  • Ответственность

  • Аккуратность

  • Уверенность

  • Скромность

  • Общительность

  • Доброжелательность

  • Организованность

  • Добросовестность

  • Толерантность

  • Беспечность

Общее количество баллов:___


Отметка за урок_____

11- 9баллов - за урок «5»,


8 – 6 баллов – за урок «4»,


5 – 3 балла – за урок «3»

Подчеркни предложения, если согласен (а) с высказываниями:

  • Тема урока важная.

  • Испытывал затруднения на уроке.

  • На уроке мне было интересно.

  • Было скучно.

  • Замысел урока понравился.

  • Учитель хорошо организовал работу на уроке.

Добавь свои высказывания:







Приложение №2

Приложение №3







Приложение №4

  1. Определить знак произведения.

  2. Произведение числителей записать в числитель дроби.

  3. Произведение знаменателей записать в знаменатель дроби.

  4. Если возможно, то сократить полученную дробь.

  5. Записать полученный результат.


Приложение №5

9