СОСТАВИТЕЛЬ
учитель начальных классов
ГБОУ « Стахановская СОШ №32»
Гончар Е. А.
ТЕМА . МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Цели: дать понятие об экологии как науке о взаимосвязях живых систем и
неживой природы, развивать логическое мышление, память, воображение, речь, учить учащихся строить своё поведение в природе.
Задачи
1.Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия.
2.Учить детей эффективно работать в группе, формировать культуру общения.
3.Развивать креативное мышление детей, устную речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
4.Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает
Оборудование: политическая карта мира; схемы –опоры «Экологические связи» (с. 25).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
– Сколько народов живет на Земле?
– Сколько государств на Земле?
– Какую символику имеет каждое государство?
– Каково значение человека на Земле?
II. Введение в тему урока.
Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа - щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!
– Почему необходимо беречь природу?
– Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого -эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом.
III. Изучение нового материала.
1. Ч т о и з у ч а е т э к о л о г и я?
– Как вы понимаете слово «экология»?
– Слово экология образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и
«логос» – наука. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по
которым мы должны жить.
- А какой у живых существ общий дом?
- Что называется природой?
- Какая бывает природа?
Все мы – люди, звери, птицы, растения, грибы, микроорганизмы – живем на самой красивой
планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и
растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. В природе установилось равновесие. Это равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. .
2. .Работа с учебником
– Прочитать и подумать, какая история произошла с комарами и кошками
(с. 22).
--Что сначала мешало жить спокойно жителям острова? А затем?
- Почему появились крысы?
3.Рассказ учителя
-В природе всё взаимосвязано, поэтому всё, что делает человек должно быть продумано. Необдуманные поступки приносят непоправимый вред природе.
– Очень показателен пример Китая, где решили избавиться от воробьев, но
не учли, что птицы в разные периоды могут приносить пользу и вред человеку.
Воробьи в течение всей весны и начала лета уничтожают огромное количество
насекомых: жука долгоносика, гусениц. Но после вывода птенцов они
собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству,
поедая большую часть урожая пшеницы, ячменя, овса. Поэтому через
несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло
катастрофическое размножение насекомых -вредителей, которые стали
наносить большой ущерб урожаю зерновых.
4. . Практическая работа в группах. Указать связь:
1 группа «Живая природа-неживая природа.»
2 группа «Неживая природа-живая природа.»
3 группа «Человек-природа.»
5. Физкультминутка
6.Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
7.. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по рабочей тетради.
1. З а д а н и е 1 (с. 10) – по схеме рассказать о влиянии человека на
природу.
2. З а д а н и е 6 (с. 5) – по схеме рассказать о роли природы в жизни
человека.
IV. Рефлексия
-Дополните предложения.
Я сегодня на уроке узнал (а)…
Я умею …
Я могу….
У меня после урока …настроение.
– Какое значение для живых организмов имеет экология?
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кемто не очень дружны,
Мы всетаки очень друг другу нужны.
V. Домашнее задание: прочитать текст (с. 22–26); выполнить задания 1, 2