Тип задания | Формулировка задания | Цель задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | Задание 1 Прочитай высказывания. Выбери и подчеркни верное высказывание. А) Местоимения обозначают предметы. Б) Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Задание 2. Прочитай. Выбери правильный ответ и обведи соответствующую букву. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это … А) личные местоимения Б) имена существительные В) глаголы Задание 3. Распредели слова на две колонки: личные местоимения и слова, относящиеся к другим частям речи. А) Облака, вода, не, гулять Б) И, мы, танец, пароход В) Я, ты, он, мы, они Г) Школа, учить, но, перед | Формирование представления у обучающихся о личных местоимениях | Прочитайте высказывания. Выберите и подчеркните верное высказывание 1. Прочитайте задание 2. Рассмотрите предложенные варианты ответов 3. Выберите правильный вариант ответа. 1. Прочитайте задание. 2. Нарисуйте 2 колонки. 1 колонка – «Личные местоимения», 2 колонка – «Другие части речи» 3. Отнесите слово в группу, к которой оно относится. | «1»балл – 0 ошибок; «0» баллов – 1 ошибка. «1»балл – 0 ошибок; «0» баллов – 1 ошибка. 2 балла – 0 ошибок 1 балл – 1 ошибка 0 баллов – 2 ошибки и более | Задание 1. А) Местоимения обозначают предметы – имя существительные обозначают предметы – неверное высказывание Б) Местоимения указывают на предметы, но не называют их. – верное высказывание Задание 2 Б) имена существительные – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. – неправильный ответ В) глаголы - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. – неправильный ответ А) личные местоимения - разряд местоимений, которые указывают на участников разговора (я, ты) или на предмет, о котором говорится (он, она, оно, они) – верный ответ Задание 3 Личные местоимения: мы, я, ты, он, они Другие части речи: облака, вода, не, гулять, и, танец, пароход, школа, учить, но, перед |
Воспроизведение | Задание 1 Найдите лишнее слово в строке и выдели его. 1. Мы, вы, он, но, они. Задание 2 Прочитай высказывания. Заполни пропуски. Местоимения ___, ____ указывают на того, кто говорит. Местоимения ____, ____ указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения ___, ____, ____, ____ указывают на того, о ком (или о чём) говорят. Задание 3 Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Вспомните, какие местоимения относятся к личным. По таблице определите лицо и число данных местоимений. Число | | 2-е лицо | | | я | | он, она, ___ | | | вы | | | Воспроизведение освоенной информации по изученным правилам о местоимениях | Прочитайте задание Найдите лишнее слово в каждой строке и выделите его 1.Прочитайте высказывания 2. Заполните пропуски 1. Прочитайте задание 2. Вспомните таблицу о множественном и единственном числе местоимений 3. Восстановите таблицу, заполняя пропуски | 2 балла – 0 ошибок 1 балл – 1 ошибка 0 – 2 и более ошибок | Задание 1 Мы, вы, он, они– личные местоимения. Лишнее слово – но. Задание 2 Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит. Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят. Задание 3. Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо | Ед.ч | я | ты | он, она, оно | Мн.ч | мы | вы | они | |
Понимание | Задание 1 Прочитайте отрывок. Найдите в тексте личные местоимения и определите лицо и число. В выходные мы с друзьями пошли в парк. Я взял с собой орешки, чтобы покормить белочек. Они их любят. Паша взял еду для пикника. А чтобы ты взял с собой на прогулку? Задание 2 (выполняется устно). Расскажи (своими словами), как изменяются местоимения 3 лица единственного числа. Задание 3. Напишите по два примера имён существительных, которые можно соотнести с местоимениями он, она, оно. | Закрепление полученных знаний по теме «Личные местоимения» за счет решения нетиповых задач на основе понимания. | Прочитайте задание Рассмотрите предложенные предложения текста Найдите в тексте личные местоимения, определи лицо и число. 1.Вспомните, как изменяются местоимения 3 лица единственного числа. 2.Расскажите это правило. Вспомните, как изменяются местоимения 3 лица единственного числа. Расскажите это правило. Приведите по два примера имён существительных, которые можно соотнести с местоимениями он, она, оно. | 2 балла – 0 ошибок 1 балл – 1 ошибок 0 баллов – 2 ошибки | Задание 1 Мы – 1-е лицо, мн.ч Я – 1-е лицо, ед.ч Они – 3-е лицо, мн.ч. Ты – 2-е лицо, ед.ч Задание 2 (задание выполняется устно) Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам: он – местоимение мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. Задание 3 Он: альбом, компьютер Она: ручка, ягода Они: ручьи, друзья. |
Применение в знакомых условиях | Задание 1 (задание выполняется устно и письменно) Школьники поспорили. Марина считает, что ты – это местоимение единственного числа, а Петя думает, что ты – это местоимение множественного числа. Кто из ребят прав? Докажи. Составь и запиши в поле для Ответа предложение с данным личным местоимением. Ответ: _______________ Назови ещё 4 местоимения, которые имеют форму данного числа. Задание 2 Составь и запиши 4 вопроса по теме «Личные местоимения». Задание 3 Запишите местоимения из скобок с данными предлога-ми. Со (я), с (ты), с (он), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она). | Самостоятельное преобразование усвоенной информации по теме «Личные местоимения» в разнообразных ситуациях. | 1.Определите, кто из ребят прав. 2.Объясните свой выбор. 3.Назовите ещё 4 местоимения, которые имеют форму данного числа. Составьте и запишите предложение с местоимением ты 1. Вспомни материал темы «Личные местоимения» 2.Составь и запиши 1-й вопрос по теме «Личные местоимения». 3.Составь и запиши 2-й вопрос по теме «Личные местоимения». 4.Составь и запиши 3-й вопрос по теме «Личные местоимения». 5.Составь и запиши 4-й вопрос по теме «Личные местоимения». 1. Прочитайте задание 2. Поставьте местоимения в необходимую форму, подходящую по смыслу к предлогу | Максимальное количество баллов –4 1 б. - Верно определено, кто прав. 1 б. - Приведено верное доказательство 1 б. Верно записано предложение с местоимением ты 1 б. Верно названы 4 местоимения единственного числа 0 б. Во всех остальных случаях. Максимальное количество баллов –4. Критерии оценки: 1 б. Верно составлен 1-й вопрос по теме 1 б. Верно составлен 2-й вопрос по теме 1 б. Верно составлен 3-й вопрос по теме 1 б. Верно составлен 4-й вопрос по теме 0 б. Во всех остальных случаях. 2 балла – 0 ошибок 1 балл – 1 ошибка 0 баллов – 2 ошибки | (задание выполняется устно и письменно) Права Марина. Данное местоимение указывает на одного человека, а значит, имеет форму единственного числа Ответ: Ты сегодня выглядишь великолепно! Форму единственного числа также имеют местоимения: я, он, оно, она. Задание 2 1.Что такое местоимения? 2. Какие местоимения указывают на того, к кому обращаются с речью? 3. Какие местоимения имеют форму единственного числа? 4.Какие местоимения имеют форму 3 лица? Задание 3. Со мной, с тобой, с ним, к нам, к вам, от них, от меня, от неё. |
Применение в новых условиях | Задание 1. Рассмотрите рисунки. Составьте по всем рисункам по 2 предложения, употребив местоимения 3-го лица. Запишите составленные предложения в отведенные для этого строки. Задание 2. Отгадай головоломку. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. Задание 3. Придумай свою головоломку так, чтобы в слове употреблялось личное местоимение. | Самостоятельное преобразование усвоенной информации по теме: в разнообразных ситуациях. | Рассмотрите рисунки Составьте всем рисункам 2 предложения, употребив личные местоимения 3 лица. Запишите полученные предложения. Прочитайте задание Отгадайте головоломку Прочитайте задание Составьте свою головоломку так, чтобы в слове присутствовало личное местоимение. | Количество баллов: 5 баллов. Критерии оценки: 1 балл – по рисункам составлено 6 предложений. 1 балл – предложения соответствуют рисункам. 1 балл – в предложения включены личные местоимения 3 лица. 1 балл – предложения записаны без ошибок. 1 балл –предложения записаны красивым, понятным почерком. 0 баллов – в остальных случаях. 1 балл – не точно выполнено задание, составлено предложение, в головоломке присутствуют ошибки. 0 баллов – неправильно составлены предложения, не употреблены личные местоимения; при составлении головоломки допущены ошибки | Задание 1. Мальчик чистит свою куртку щеткой. Он делает это очень бережно. Мыши нашли сыр. Они сразу принялись его есть. Девочка занимается рисованием с самого детства. Поэтому и сейчас она рисует натюрморт. Задание 2. Ответ: ящик Задание 3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, готорый издает лягушка. Вместе – то, из чего можно сварить кашу. |