Устный журнал.
«Умеют ли думать звери».
Задачи:
Развивать устную речь детей.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Развивать умение выразительно читать.
Воспитание любви к животным, умение заботиться о них. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия.
- Сегодня мы издаем журнал о животных. Какой он будет, зависит от вас. Но мы должны понимать, журнал не только должен быть интересным, но и учить чему-то того, кто его будет читать.
1страница.
ЭКОЛОГИЯ - «ойкос» - дом, «логос»- наука. Экология - наука о доме.
- Что для вас «дом»? Для зверей? Рыб? Птиц?
- Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе дом - это наша планета-Земля.
Наука экология изучает, не только как отдельные жильцы уживаются между собой в этой большой «квартире», но и как воздействуют друг на друга.
- Слышали ли вы выражение «Человек - царь природы»? Как вы думаете, что оно означает?
- Но кто поставил человека над природой?
Сам человек. А кто человек без природы? Представить себе невозможно человека без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного отношении я к ней.
- Интересно, а что думают о человеке звери? И вообще, умеют ли думать звери?
2 страница.
«Думают ли звери» (стихотворение)
Я думаю о том, умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом, котенок входит в двери.
Он думает о том, что будет с ним потом?
Есть мысли у телят? Я видел как телята
Хвостами шевелят и вдаль глядят куда-то.
Бывают у собак нерадостные мысли,
Задумается пес, и уши вниз повисли.
Я думаю про птиц, должны подумать птицы
Куда им полететь и где им приютиться?
Должны, в конце концов, подумать про птенцов!
Я бабушку спросил: «Умеют думать звери?»
Она сказала – «Нет».
Но я еще проверю.
- Высказывания детей (или чтение сочинений) по данному вопросу.
3страница.
-Представьте себе, что животные не только умеют думать, но и разговаривают на человеческом языке. Вот что они могли бы сказать человеку.
« О бобрах»
В Канаде в давние года, в лесу на речке тихой
Жила бобровая семья, не предвещая лиха
Плотины строили они. И речка небольшая
Поила всех кто рядом жил
В черте родного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли - серый великан- гулял там без опаски
И было все как в сказке.
И люди приходили в лес, и дань добычей брали.
Но никогда баланс тех мест они не нарушали.
Потом другие вслед пришли, кому все было мало
Бобров потомство извели, и красоты не стало
Едва струился ручеек, и лес поить уже не мог.
Засохли клены, ели и разбежались звери.
- Человек решил, что он самый могущественный и больше других вмешивается в дела земные, иногда это оборачивается большой бедой.
« О воробьях»
Хулиганы воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли
И издали свой декрет, воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд, ждут, каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели
А потом пришла беда - отворяйте ворота
Все посевы. Урожаи насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то
Им родители с полей тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих везти краев.
Если все с плеча рубить, можно много загубить!
-Вот такая история случилась на самом деле.
-А вот что думают о человеке домашние животные.
«Тимка обиделся» (сценка)
Действующие лица: Юра, Катя, щенок Тимка, Ворона, Ворон Воронович
Комната, в которой разбросаны игрушки. Тимка бегает от Юры и Кати.
К.- Юра, куда ты? Сегодня твоя очередь с Тимкой гулять.
Ю.-Не могу я, видишь?
К.-Ничего я не вижу.
Ю.- Меня ребята на улице ждут.
К.-Подождут.
Ю.- Сама можешь погулять.
К.- Не могу, меня девочки ждут.
Ю.- Подождут.
К.- Я новое платье надела, запачкаю.
Ю.- Не запачкаешь. (убегает)
К.- (тискает щенка) Тимочка ты мой маленький, бедненький. Вот какой Юра нехороший. Ведь сегодня его очередь с тобой гулять. Его! Из принципа не пойду. Нужно же Юрку воспитывать.
Т.- Вот так всегда! То им некогда, то они друг друга воспитывают, а мне кушать хочется, пить хочется. Хорошо игрушечному зайцу. Но ведь я живой!
В.- Каррр! Чего скулишь?
Т.- Опять меня бросили. Поесть не дали, воды не оставили. Не любят они меня.
В.- Безобразие! А ты от них убеги.
Т.- Двери заперты.
В.- А ты в форточку.
Т.- Высоко, у меня крыльев нет. Эх, превратиться бы мне в игрушечного.
В.- Ну что ж, помогу тебе. Смотри на меня внимательно, превращаю.
В комнату вбегают дети.
Ю.- Тимка, ко мне, ко мне!
К.- Ой, что это с ним?
Ю.- Тимка, ты я-то команду не выполняешь, ты что, заболел?
К.- У него же в миске воды нет. Тимка, хочешь пить?
Ю.- Он наверно есть хочет, мы же его не покормили. Тимка, кушай.
К.- Ой, он стал совсем как игрушечный.
Дети начинают плакать.
В.- Каррр! Что ревете?
К. Ю.- У нас Тимочка стал игрушечным.
В.- А что же вы с ним обращались как с игрушкой. Есть пить не давали, не гуляли.
К. Ю.- Мы больше так не будем.
В.- То-то же. Он хоть и маленький, но живой. Его уважать надо. Ну, если вы все поняли, превращу его обратно.
Вот видите, даже домашние животные обижаются на человека. А однажды на лесной полянке состоялся суд над человеком. Давайте посмотрим.
ТУР: - Мне трудно говорить, и не только потому, что меня уже давно не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как и исчез мой вид. Человек не может выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, опасны или вредны для него. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие. Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квала. Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота и стали убивать «солнечных лошадок».
БИЗОН: К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее 2 тысяч бизонов.
ГОЛУБЬ: Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале 20 века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса.
МОРСКАЯ КОРОВА: 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю..
ЛЯГУШКА: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы относимся к «нелюбимым», «противным» существам. И никому нет дела, что мы уничтожаем огромное количество насекомых. Как жаль, что мы беспомощны. Нет человеку прощения?
ОПАСНОСТЬ Каждый 5 вид зверей Каждый 4 вид рептилий 25000 видов растений ИСЧЕЗЛО ЗА 60 ЛЕТ 77 видов зверей 26 видов птиц |
4 страница:
- Что вы можете сказать в защиту человека? ( зоопарки, заповедники, Красная книга)
5 страница:
- Чтобы вмешиваться в дела животных, нужно много о них знать.
Обзор книг принесенных детьми о животных.