.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа имени Ф.П. Зацепилова Калачеевского района Воронежской области.
Методическая разработка
на тему: « Мой отчий край, село мое родное»
Номинация: внеклассное мероприятие
воспитательного характера.
Выполнила: Семилетова Галина Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Новомеловатская СОШ им. Ф.П. Зацепилова
2023 г
Оглавление:
I. Пояснительная записка 2-3
II. Ход мероприятия, организационный момент 3
III. Актуализация знаний. 4
IV.Работа в творческих группах: 4-10
1. История х. Хвощеватое, коллективизация. 4-6
2Образование первой комсомольской и партийной организации 6
3.Сельское хозяйство и животноводство 6
4.« Эхо войны» 6-8
5.Люди труда. 8-9
6.Растительный мир. 9
7.Рефлексия Используемая литература 10
1
Пояснительная записка.
Цели:
1.Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости, любви и уважения к Родине, своему родному краю;
2 приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины;
3.развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
4.развивать речь, внимание, наблюдательность.
Задачи:
1.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
2.формировать чувства сопричастности к происходящему вокруг;
3.воспитаывать уважения к традициям и обычаям своего народа, сознательное и бережное отношение к природе родного края.
Ожидаемые результаты
Личностные:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
2. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
3.стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1..ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; 2
2. предлагать помощь и сотрудничество;
3. определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
4. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Методы обучения: Словесные, наглядные, поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап. Постановка проблемы.
(на экране слайды с изображением природы х.Хвощеватое, ученик читает стихотворение местного поэта В. Грищенко) .
Священнее места нигде нет на свете.
Нигде не подумаешь так о былом.
В душе маяком мне так преданно светит
Родное село, где родительский дом.
Родной уголок мой в великой России,
Край родины малой в Отчизне моей.
Наш говор хохлацкий - он самый красивый,
И верный хранитель российских корней.
Степей русских вечность в цветах изумруда, 3
Хранят родники в первозданной красе;
Их с радостью встретит большая запруда,
Там в детстве с друзьями ловил карасей.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Мы неспроста начали его стихами нашего местного поэта Виктора Грищенко, они помогут нам определить тему нашего урока. Кто сможет озвучить тему нашего внеклассного мероприятия? (Мой отчий дом, село мое родное).
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Какова же цель нашего занятия? Для чего нужно изучать родной край? (привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма, пробуждение интереса к истории родного края, приобщение к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины)
Учитель Россия! Родина! Отечество! Как много вложено в эти слова. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. Для кого-то родной край - это цветущие вишневые сады, запах черемухи, аромат душистой липы, манящая синева голубого неба, поля с колосьями пшеницы. Это слово содержит что- то свое, личное, особенное, близкое и родное. Родина! Это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери.
- Дети, а для вас, что такое Родина? (дети отвечают).
Учитель. А что вы знаете о своем родном крае? Знание истории родного края немыслимо без знания истории села, истории школы, где человек родился и вырос. Мало говорить о любви к своей малой родине, надо знать ее прошлое и настоящее. История нашего села нужна всем нам сегодня и тем, кто будет жить после нас – вашим детям, внукам, правнукам ,которые будут передавать ее из поколения в поколение, как символ неистребимой любви к родной земле, признательность предкам. Сегодня мы познакомимся с историей нашего хутора Хвощеватое.
IV. Работа в творческих группах.
1 группа. История х.Хвощеватое. 4
Ученик. Хутор Хвощеватое, по рассказам старожилы Винникова Ивана Николаевича, появился более 260 лет тому назад. Все поле хутора принадлежало селу Меловатка., которое располагалось в 15 км от хутора Хвощеватое. Крестьянам приходилось ездить на работу в поле за 20 км. Хутор находится по обе стороны балки, на правой стороне расположен центр, на левой - одна улица. На северо - запад от хутора находится большой пруд, второй пруд - поменьше. На юг от хуторка расположен дубовый лес. На восток – тянется широкая балка, которая ведет в Ясеновку. ЕЕ сначала называли Хвощеватка, т .к. росло много растений - хвощей. Первым в балке поселился Гиричев, по прозвищу Яндовицкий. В Хвощеватом до советской власти было очень мало грамотных людей. Небольшая церковно- приходская школа с трехгодичным обучением имела лишь одну классную комнату на 15-20 мест. Учили в этой школе четырем арифметическим действиям, чтению, письму. Самым главным предметом в школе был закон божий, которому учил поп местный. В комнате было очень тесно, но учились по 35-40 человек, так как желающих выучиться грамоте было много. Учебный год начинался в ноябре месяце, а заканчивался в апреле. Это было связано с полевыми работами.
Ученик. Коллективизация в хуторе Хвощеватое произошла весной тысяча девятьсот двадцать девятого года. Сначала вступило 43 хозяйства в коммуну, а зимой уже вошло 185 хозяйств. Для создания колхоза был прислан активист из десятитысячников – Голубев. В первые годы коллективизации кулачество старалось помешать созданию колхоза. Сначала колхоз получил название «Червоный прапор». До Великой Отечественной войны в колхозе был один трактор и три грузовые машины. Первым трактористом на селе был Тертышников Василий Иванович, а шоферами - Тертышников Митрофан Моисеевич и Зацепилов Алексей Андреевич.
Трудились на ферме, на поле,
Рекою текло молоко.
На первый комбайн, как на диво
Пришло посмотреть всё село.
2 группа учеников.
Комсомольская организация была создана в 1927 году. Первые комсомольцы: Тертышников Иван Федорович, Винников Дмитрий
5
Денисович, Винников Моисей Михайлович, Великоднева Фекла Андреевна. Партийная организация была создана только в 1930 году. Первым ее секретарем был Чекулаев Иван Афанасьевич. Активисты среди комсомольцев стали кандидатами в партию Зацепилов Павел Алексеевич, Тертышников Егор Дмитриевич, Грищенко Иван Романович. На протяжении многих лет парторганизацию возглавляли: Винников Карп Федорович, Зацепилов Анатолий Михайлович, Медведева Раиса Яковлевна.
3 группа учеников «. Сельское хозяйство и животноводство».
В те времена население в основном занималось земледелием. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес. Но урожаи были небольшими. 1933-1934 г. был самым трудным, засушливым, неурожайным. Каждый колос зерна ценили на вес золота, дорожили кусочком хлеба. Трудно тогда жилось. Дома крестьяне выращивали репу, картофель. Собирали в лесу грибы, засаливали их в деревянных кадушках. Любимым лакомством для детей была дикая черника. Она росла по склонам оврагов. Особенно много ее было на Ежовке.( так называлась местность, потому что там водилось много ежей). Собирали даже желуди, размалывали их и подмешивали в тесто, из которого выпекали хлебушек. В частных подворьях разводили кур, крупный рогатый скот, пчел.
4. группа. «Эхо войны».
1 ученик читает стихотворение местного поэта - земляка Грищенко И.И.( на экране слайды Великой Отечественной войны).
И вот в 41-м, в июне
Объявлена была война.
Повестки мужчинам вручали,
Прощалась с ними родня.
Вернуться домой обещали, 6
Вот только фашиста побьём,
Но только не знали солдаты,
Какой это будет ценой.
Учитель. Действительно, это были очень тяжёлые годы. Многие наши земляки погибли в этой страшной войне, защищая Родину. На женские, хрупкие плечи легли мужские работы. Женщины пахали, косили, выполняли непосильную работу. Они жили лишь мыслью одной, чтобы побыстрее закончилась эта кровопролитная война. Невозможно передать ту боль и страдания, которые выпали на долю всего народа, в том числе и на долю наших односельчан, мы должны помнить тех героев войны, которые отдали свою жизнь за наше светлое будущее, за Родину, милый сердцу уголок родной земли. Трудно сказать, какая для них Родина была дороже - маленькая или большая. Я, думаю, они одинаково были важны. Сейчас мы вспомним тех односельчан, которые в дождь, слякоть, под пулями, свистящими над головами, смотрели в глаза смерти, ложились под танки с гранатами, шли на таран. Наравне с мужчинами воевали и женщины.
Ученик. Грищенко Мария Петровна родилась 19 апреля 1924 года в семье Петра Федотьевича и Анны Епифановны Грищенко, у которых было пятеро детей. Свою боевую деятельность Мария Петровна начала от Днепропетровска в составе 128 –го фельдшерского лазарета 2-го Украинского фронта.. Вместе с частями 2-го Украинского фронта освобождала правобережную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. 28 февраля 1945 года за бои в районе местечка Солонок, в Венгрии, была представлена к награде - медалью «За боевые заслуги». Свой боевой путь она закончила в Австрии, где и встретила Победу под городом Веной. Грищенко Мария Петровна также была награждена медалью «За Победу над Германией» и орденом «Отечественной войны 2-й степени». 7
Таков боевой путь простого человека, путь солдата - победителя, выстоявшего и победившего врага в тяжёлое время, несломленного и не павшего духом. Ушла из жизни 18 марта 1995 г.
Ученик. С первыми залпами пушек ушел в долгий и тяжелый путь Подорожний Иван Петрович. Ему исполнилось тогда лишь 23 года. Был зачислен в 47 стрелковый полк 13 гвардейской дивизии. С самоотверженной стойкостью и мужеством защищал каждый метр родной земли, каждый город, рубеж, село. Демобилизован в октябре 1945 года. После войны продолжал работать в колхозе» Красное Знамя». За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Умер в 1997 году.
Вместе со всеми ковала Победу над врагом и Тертышникова Марфа Никитична. Родилась в с Хвощеватое. До войны работала в колхозе «Красное знамя» в животноводстве. В первый день войны она отстояла огромную очередь в военкомате, чтобы записаться на фронт. Ей едва исполнилось 18 лет. Была зачислена в 147-ю стрелковую дивизию связистом. Прибалтийский фронт. Шли тяжелые бои. Батарея билась с врагом, крушила его снарядами, связь артиллеристам нужна была ночью и днем. Маленькая, хрупкая связистка преуспевала во всем. Наравне с бойцами стояла насмерть, не жалея своей жизни. Демобилизовали в сентябре 1945 г. Инвалид 2 й группы. За боевые заслуги награждена орденами: Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды , медалями.
Ученик. Токарев Владимир Демидович родился в 1916 году. В 1936 году завербовался в Ленинград на торфяные работы. Встретил свою любовь - Машу, которая тоже там трудилась. Родились дети. Когда закончились торфяные работы, выбора не было, переехали в Сибирь, чтобы заработать на кусок хлеба, где их и застала война. Тяжело было расставаться Владимиру Демидовичу с семьей, но Родина звала в бой с ненавистным врагом. С двумя
8
детьми на руках вернулась в свое родное село Токарева М.П каждый день ждала весточки от мужа. Он прислал 3 письма. В последнем сообщил, что находится под Смоленском, где шли страшные бои, вряд ли кто сможет из нас выжить. Погиб в бою, налаживая связь.
Многие односельчане не вернулись живыми домой. Они отдали свои жизни за наше светлое будущее, за родную землю. В центре нашего села воздвигнут памятник односельчанам, погибшим в годы войны, был реставрирован в 1984 году местными братьями - мастерами Грищенко Виктором Ивановичем и Евгением Ивановичем в честь сорокалетия Победы. Мемориальные доски были заменены гранитными, В центре, на постаменте, возвышаются две фигуры с автоматами в руках. Опустив головы, они скорбят, вспоминая своих погибших товарищей. Их лица выражают ненависть и бесстрашие к врагам.
5.группа. Люди труда. Ученик. Большие изменения произошли в годы советской власти. Были построены фермы, овчарня, птичник. Колхоз был не раз передовым в числе других по урожайности сахарной свеклы, зерновых, молока. Много трудолюбивых и талантливых людей вырастила хвощеватовская земля. Они трудились на полях, фермах. Своим непосильным трудом они старались сделать еще краше и богаче наше родное село. За труд Бирюков Иван Иванович был награжден двумя орденами Трудовой славы, Винниковой Пелагии Николаевне присвоено звание «Почетный житель Калачеевского района».
Учитель. Ребята, а сейчас с вами наша задача – поближе познакомиться с природой родного края. (презентация о природе нашего края). Природа нашего края очень живописна и красива, загадочна, щедра, но в то же время - хрупкая и ранимая
Растительный мир нашего края. Ученик. В окрестностях нашей местности произрастает лес, который состоит из дуба, 9
липы мелколистной, осины, вяза, ясеня, березы. В кустарниковом ярусе растут боярышник, калина терн, орешник. Из фруктовых - яблони, груши, сливы. В наших краях много лекарственных трав: душица, яснотка, чабрец, перечная мята, фиалка, мать -и- мачеха, ромашка, зверобой и другие растения. Как и в старину, с ранней весны до поздней осени, люди собирают грибы. Наш хутор богат прудами. Берега прудов жители укрепили саженцами деревьев. Летом можно здесь увидеть много отдыхающих. Как хорошо искупаться летом в чистой прозрачной воде, поудить рыбу, в тени деревьев отдохнуть и помечтать, вдыхать запах ароматных трав. Есть в нашей местности красивые и удивительные цветы - это воронцы. Раньше их было намного больше. Воронцами были усеяны целые поляны. Сейчас их стало меньше. Нерадивые хозяева природы буквально вырывали их охапками. Сейчас эти цветы занесены в Красную книгу, и поэтому ими можно только любоваться.
V. Рефлексия. Учитель. Родина! Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и вечного . Сегодня вы многое узнали о прошлом и настоящем нашего хутора Хвощеватое и поняли: нельзя рвать ткань исторической летописи народа. История малой Родины помогает создать общее историческое полотно - живое и трепетное, должна передаваться из поколения в поколение.(звучит мелодия песни “Мой край родной”).
10
Используемая литература:
1.Газета« Калачеевские зори» № 39, 1997 г.
2..В.А. Стародубцев «Земля Калачеевская», с.117.
3. Газета « Коммуна»» 50, 1973 г.
4.Материалы школьного краеведческого музея.
5. Фотолетопись земли Калачеевской, автор-составитель. Г.В Винокуров, соавтор- Е.Н.Москаленко. 2008г.