Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 29.08.2019 г. №95
_____________В.Н.Мирнов
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
« Праздник числа »
Количество часов в неделю – 0, 5 ч, за год 17часов
Учитель: Гладченко Лариса Юрьевна
ст. Тацинская
2019-2020 учебный год
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности « Праздник числа» 1 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Предметные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Содержаниевнеурочной деятельности « Праздник числа» 1 класс
«Математика – царица наук»
«Из истории математики»
«Учимся отгадывать ребусы»
«Числа и цифры от 1 до 10. Весёлые стихи, считалки, задачи в стихах. Крылатые слова ».
«Цвета радуги. Их очерёдность».
«Математический КВН»
«Праздник первого десятка. Сказка «В стране Цифирии».
Тематическое планирование внеурочных занятий «Праздник числа»
№ п/п | Темы | Виды деятельности | Дата |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Просмотр презентации | 04.09 |
2. | Как люди научились считать. Из истории математики | «Как люди научились считать» Просмотр презентации | 11.09 |
3. | Интересные приемы устного счёта.Число и цифра 0 | Устный счёт | 18.09 |
4. | Учимся отгадывать ребусы. Думай, считай, отгадывай | Знакомство с ребусами | 25.09 |
5. | «Число и цифра 1. Весёлые стихи, считалки». | Работа с ребусами, составление ребусов. | 02.10 |
6. | «Число и цифра 2. Загадки, пословицы. «Великое открытие». Из рассказов Л. Н. Толстого. | Научить соотносить цифру с числом предметов | 09.10 |
7. | «Число и цифра 3. | Научить соотносить цифру с числом предметов, работа с загадками. | 16.10 |
8. | «Число и цифра 4. Магия числа. Весёлые стихи. Задачи в стихах». | Научить соотносить цифру с числом предметов, работа в группах «Найди пару» | 23.10 |
9. | «Число и цифра 5. Магия числа. Весёлые стихи, загадки, | Научить соотносить цифру с числом предметов | 06.11 |
10. | «Число и цифра 6. Магия числа. Весёлые стихи». Соревнование «Думай, считай, отгадывай!». | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 13.11 |
11. | «Число и цифра 7. Магия числа. Дни недели. Считалки, загадки». «Семь чудес света». | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение, тренировать память. | 20.11 |
12. | «Число и цифра 8. Магия числа. Весёлые стихи. | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 27.11 |
13. | Число и цифра 9. Крылатые слова. Думай, считай, разгадывай. | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 04.12 |
14. | Число и цифра 10. Весёлые стихи. 10 правил. Считалки. Читаем вместе «10 братьев» | Схематическое изображение задач. Развивать логическое мышление, речь учащихся. | 11.12 |
15. | Цвета радуги. Их очерёдность. | Работа в группах | 28.12 |
16. | «Думай, считай, отгадывай». (КВН) | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 25.12 |
17. | «Праздник первого десятка. Сказка «В стране Цифирии». | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 16.01 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
начальных классов МБОУ ТСОШ №3
МБОУ ТСОШ №3 от 28.08.2019 года №1
от 28.08.2019№1 Зам. директора по УВР
______ Г.А. Войнова ________Н.Ю. Сизова
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздник числа» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы Н.В.Локтевой, С.А.Шейкиной.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздник числа» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1 классе
Курс внеурочной деятельности «Праздник числа» дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель курса: развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
познавательные: формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки; формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;
развивающие–развивать у младших школьников: мышление в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение); пространственное восприятие, воображение, геометрические представления; творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях; математическую речь;
воспитательные–воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации курса: 1 год
Место предмета. 1 час в неделю, т.е 33 часа в год
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Предметные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Тематическое планирование занятий «Праздник числа»
№ | Наименование тем курса | Виды деятельности | Дата |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Просмотр презентации | 02.09 |
2 | Как люди научились считать. Из истории математики | «Как люди научились считать» Просмотр презентации | 09.09 |
3 | Интересные приемы устного счёта.Число и цифра 0 | устный счёт | 16.09 |
4. | Учимся отгадывать ребусы.. Магия чисел | Знакомство с ребусами. | 23.09 |
5. | Учимся отгадывать ребусы. Думай, считай, отгадывай | Знакомство с ребусами | 30.09 |
6. | «Число и цифра 2. Весёлые стихи, считалки». | работа с ребусами, составление ребусов. | 07.10 |
7. | «Число и цифра 2. Загадки, пословицы. «Великое открытие». Из рассказов Л. Н. Толстого. | Научить соотносить цифру с числом предметов | 14.10 |
8. | «Число и цифра 3. | Научить соотносить цифру с числом предметов | 21.10 |
9. | «Число и цифра 3». | работа с загадками | 28.10 |
10. | «Число и цифра 3». | работа с загадками, требующими математического решения | 11.11 |
11. | «Число и цифра 4. Магия числа. Весёлые стихи | Научить соотносить цифру с числом предметов | 18.11 |
12. | «Число и цифра 4. Загадки, пословицы. Задачи в стихах». | работа в группах «Найди пару» | 25.11 |
13. | Число и цифра 4. Думай, считай, отгадывай!» | работа в группах | 02.12 |
14. | «Число и цифра 5. Магия числа. Весёлые стихи» | Научить соотносить цифру с числом предметов | 09.12 |
15. | Число и цифра 5. Скороговорки, загадки, текст «Торт с минусом». | | 16.12 |
16. | «Газета любознательных». | проектная деятельность | 23.12 |
17. | «Думай, считай, отгадывай!» | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 13.01 |
18. | «Число и цифра 6. Магия числа. Весёлые стихи». | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 20.01 |
19. | Число и цифра 6. Соревнование «Думай, считай, отгадывай!». | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 27.01 |
20. | «Число и цифра 7. Магия числа. Дни недели. Считалки, загадки». | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 03.02 |
21 | Число и цифра 7. Считалки, загадки. «Семь чудес света». Задачи в стихах, игры | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 10.02 |
22.. | «Число и цифра 8. Магия числа. Весёлые стихи. | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 17.02 |
23. | Число и цифра 9. Магия числа. Считалки, загадки. Пословицы. | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 02.03 |
24. . | Число и цифра 9. Крылатые слова. Думай, считай, разгадывай. | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение | 09.03 |
25. | Число и цифра 10. Весёлые стихи. 10 правил. Считалки. | Схематическое изображение задач | 16.03 |
26 | «Число и цифра 10. Загадки, пословицы. Читаем вместе «10 братьев» | Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое воображение атурой | 30.03 |
27 | «Думай, считай, отгадывай». (КВН) | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 06.04 |
28. | Замкнутые и незамкнутые линии. | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 13.04 |
29. | «Путешествие в страну Геометрия». Знакомство с Весёлой Точкой | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 20.04 |
30. | Цвета радуги. Их очерёдность. | работа в группах | 27.04 |
31. | Сравнение величин. Взаимное расположение предметов | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 04.05 |
32. | Кривая линия. | Развивать умение мыслить, рассуждать, тренировать память. | 11.05 |
33. | «Праздник первого десятка. Сказка «В стране Цифирии». | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 18.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
МБОУ ТСОШ №3
от 26.08.2015года №1 от 27.08.2015года №1
______ Калужская Т.В. Зам. директора по УВР
_______ Н.В.Митрофанова
22