Сценарий воспитательного часа «День нашего единства»
для учащихся 5-8 классов
Цели: познакомить учащихся с историей государственного праздника День народного единства; формировать уважительное отношение к истории русского государства, подвигам народа, знание имен великих людей, для которых благо Российского государства – наивысшая ценность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; взаимоуважение и поддержку друг друга.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «День народного единства»
Ход мероприятия
Организационная часть
Учитель: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии накануне очень важного для истории России праздника – Дня народного единства. Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника. Ведь территория села Муратово совсем недавно вошла в состав Луганской Народной Республики, поэтому для нас это будет действительно очень интересно и полезно.
Основная часть
Звучит гимн Российской Федерации
Учитель: Россия празднует День народного единства ежегодно 4 ноября. А знаете ли вы, какие события легли в основу этого праздника?
Россия – самое большое государство на территории Земли. Нашу страну омывают три океана. Подскажите, какие? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами, многочисленными полезными ископаемыми, реками и озерами. Но самое главное богатство – люди. Ученые- исследователи говорят, что на территории России проживает более ста наций и народностей, разговаривающих на 150 языках. Самой распространенной религией является православие. Всех этих людей объединяет один государственный язык - русский.
Праздник объединения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года. История разных народов показывает нам моменты, когда под вопросом стоит существование самостоятельного независимого государства. Есть такой сложный момент и в истории России – начало XVII века и называлось оно Смутным временем.
Ученик: читает стихотворение «Единство навсегда»
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Учитель: Трудное время пришло для России. Прекратился царский род, царь умер, начали появляться разные самозванцы, пытавшиеся силой захватить престол. Эти внутренние распри открыли дорогу для вторжения иностранцев на территорию России. Шведские и польские шайки грабили и уничтожали людей. И никто не мог помочь населению.
Ученик 1: В 1598 г. умер царь Федор Иоаннович (он был сыном Ивана IV Грозного). Детей у него не было, власть должна была перейти его меньшему брату Дмитрию, но и он умер. Люди говорили, что Дмитрия убил подосланный Борисом Годуновым убийца. Очень скоро в Москве собрались выборные люди из разных городов и выбрали Годунова царем. Бояре же были не довольны таким решением. В результате Борис Годунов получил власть, при этом не любил бояр и преследовал многих из них.
Ученик 2: К этим событиям добавились сильный голод и мор. Много людей погибло в результате. Простой народ начал поднимать волнения и говорить о живом царевиче Дмитрии. Вскоре в Польше появился такой человек, объявивший себя царевичем Дмитрием. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Он заручился поддержкой польской элиты, собрал войско и отправился в Россию. В 1604 году Лжедмитрий вошел на территорию Российского государства. Города сдавались лжецаревичу, но в некоторых местах воеводы Годунова отбили населенные пункты. Но в этот момент Борис Годунов умирает. Тогда народ радостно принял Дмитрия царем. К нему сразу же приехали представители Польши. Они издевались над местным населением и вели себя буйно. Такое поведение дало повод боярам распустить слухи о самозванце и еретике. В результате в Москве произошло восстание и Лжедмитрия убили.
Ученик 3: После этих событий бояре выбрали царем Василия Ивановича Шуйского. Но жизнь спокойной после этого не стала. Летом 1610 года группа бояр и дворян заставили Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть в Москве захватила «семибоярщина». В 1611 году В. Шуйского привезли в Польшу к королю Сигизмунду, где 12 сентября 1612 года он умирает.
В это время объявляется еще один выживший царь Дмитрий. Он собрал войско и отправился на Москву. Но в это время польский король Сигизмунд III тоже вторгся в Россию. Тогда представители семибоярщины предложили личность королевича Владислава (сын Сигизмунда) на роль русского царя.
Ученик 4: В результате всех этих процессов поляки и шведы рвали страну на кусочки. Казалось, гибель страны неизбежна. Но патриарх Гермоген начал рассылать во все концы России письма с призывами к людям встать на защиту Родины, прогнать поляков и шведов и выбрать царя. И действительно письма воодушевили людей. Со всех сторон народное ополчение начало двигаться к Москве. Возглавил это движение Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. В это время шведы захватили Новгород. А в Пскове появился новый самозванец. Первое ополчение распалось.
Ученик 1: В это время в Нижнем Новгороде люди во главе с простым купцом Кузьмой Мининым начали сбор средств для организации нового ополчения с целью спасения Родины.
В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Военным руководителем ополчения стал князь Д.М. Пожарский. В результате двух месяцев осады Москвы поляки открыли ворота Кремля и сдались.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они призывали о братской любви и жертвенности. Забыв обиды, встали в один строй люди разных слоев общества: крестьяне, купцы, дворяне, духовенство, казаки.
Учитель: Это была демонстрация воли русских людей к независимости, любви к Родине, умения самоорганизоваться, когда у власти чужие люди.
В 1613 г. представители Земского собора избрали нового царя – Михаила Федоровича Романова. После этого смутное время закончилось, появился человек, которого все признавали.
Ученик 2: Люди отблагодарили Минина и Пожарского вот так.
В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве. Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан".
Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.
В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
Учитель: Но есть еще один очень интересный факт. В России 4 ноября в православной церкви почитается икона Казанской Божьей Матери. Именно эту икону взял с собой князь Пожарский как символ Божьего благословения на борьбу и победу народного ополчения. Когда князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери, он поклялся построить храм в память этой победы. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери был объявлен государственным праздником. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. В результате революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польских завоевателей была прервана, а с 2005 года снова восстановлена.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Заключительная часть
Учитель: Дорогие дети, подскажите, была вам интересна информация, которую мы с учащимися подготовили для вас? Что нового вы узнали? Какие три весомых аргумента вы можете привести в доказательство того, что российское государство имеет полное право отмечать такой государственный праздник как День народного единства?
Учитель выслушивает варианты ответов детей и обсуждает их.
Учитель: Я вижу, вы действительно внимательно выслушали всю информацию и запомнили ее.
Ученик: читает стихотворение
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда.
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Учитель: Еще раз поздравляю вас с этим праздником и благодарю за участие в нашем мероприятии!
Список используемых ресурсов:
http://prazdnik-land.ru/media/uploads/10010/images/edinstva11111111/edinstvo.jpg
http://www.gorbank.spb.ru/i/images/4-11.jpg
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=741985316-35-72&n=21
http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2012/10/Икона-Казанской-Божьей-Матери-253x300.jpg
http://s55.radikal.ru/i150/1111/67/427986b23239.jpg