СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды прилагательных по значению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разряды прилагательных по значению. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Разряды прилагательных по значению»

Разработка урока по русскому языку

по теме: «Разряды прилагательных по значению»

6 класс

Цель урока: формирование понятия о разрядах имён прилагательных. 

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока – изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Доброта – это солнце, которое согревает

душу человека. Всё хорошее

в человеке от солнца, а

всё лучшее в жизни

от человека и

его доброты.

М.Пришвин

Эпиграфом к нашему уроку станут такие слова : “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

- Вы с ним согласны?

  •  - Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование, проверив тем самым пройденный материал. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.


Актуализация знаний учащихся

В русском языке есть часть речи, которая делает нашу речь выразительной, яркой, образной, красочной. Например: волшебный, мягкий, солнечный.

- Что это за части речи?

- На какой вопрос отвечают прилагательные?

- Что обозначают?

Запишите число ,классная работа в свои тетради.

Ребята, А вы любите свой родной край? Опишите его при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь.

Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков.

Вот и вы показали любовь к своему родному краю . У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит.




- Имена прилагательные.

- Какой? Чей?

- Признак предмета.



Дети записывают в тетрадь имена прилагательные.

Изучению нового материала

  • Перед вами три столбика прилагательных

зеленый лесной мамин

огромный зимний олений

вежливый ледяной отцов

Что обозначают слова в первом столбике?

  • Что обозначают прилагательные во втором столбике?

В третьем?

  • Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

  • Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

  • Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?


Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие — ощутить, третьи — почувствовать.

По значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (юный, старый), по цвету (белый, синий), по внешнему виду (привлекательный, стройный), по внутренним качествам (доброжелательный, умный). Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (красивый — красивее; глупый — глупее).

2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (золотое кольцо, деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту (городской парк), по времени его существования (летний день), по назначению предмета (малярная кисть). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: золотое кольцо — кольцо из золота.

3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (папин пиджак, птичье перо, волчий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье? и имеют суффиксы - ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.






- цвет, размер, качества человека.

- место, время, материал

- принадлежность предмета кому-либо. - они делятся по значению на 3 группы.

- группы прилагательных по значению


Дети записывают тему урока.


Закрепление изученного материала


На нашем уроке присутствуют необычные гости: яблоко, лимон, апельсин

, опишите вашего гостя так, чтобы показать, что он лучше других гостей, используйте для этого как можно больше прилагательных

Яблоко румяное, сочное, аппетитное.

Лимон желтенький, кислый, ароматный.

Апельсин сочный, приятный, сладкий.


Физкультурная минутка

А теперь немного отдохнем. Расслабьте глаза, откиньтесь на спинку стула. Я буду называть вам прилагательные разных разрядов, а вы, если это будет качественное прилагательное, хлопните в ладоши, если относительное – поднимите руки вверх, а если притяжательное – поморгайте глазками.

Низкий, мамина, деревянный, собачья, сельский, добрый, яркий, стеклянный, лисий.


Закрепление изученного материала

1. Кроссворд.

- Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Находящийся в состоянии покоя.

Существующий с давнего времени.

Совершенно верный ответ.

Любящий безделье.

Не знающий страха.

Доставляющий удовольствие

Сохраняющийся на очень долгое время.

Полный злобы.

Пирог из яблок


2.  «Литературная» страничка (письменно) Восстановите текст А.Н. Толстого, вставив на место пропусков имена прилагательные из данных ниже, определяя разряд прилагательных по значению.

К вечеру ветер стих, и …солнце залило … светом…тучи и, протянув …крылья в глубь… степи, закатилось.

Для справок: низкое; багровым; бледные; словно прощальные; жёлтой и мокрой. 


3. Выполнение упражнений

Задание №1

- Перед вами словосочетания. Распределите их по разрядам прилагательных.


Ч..рный (дым)

Больш..й (дом)

Т..жёлый (кирпич)

Б..гровый (закат)



Ру(с,сс)кая (девочка)

Прошл..годняя (листва)

Лу(н,нн)ый (свет)

Пр..вокзальная (площадь)


Страусово (перо)

Птиц..н (клюв)

С..бачий (нос)

Папина (шляпа)

Задание №2 Загадки (устно)

 - Отгадайте народные загадки, укажите разряд прилагательных

-Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (арбуз, качественные)

-Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (солнце, качественные)

-Бежит свинка, железная спинка. льняной хвостик. (Нитка с иголкой)

-Тонкий, высокий, упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и грибы)

Задание №3

На слайде записаны словосочетания, вам нужно выписать их в тетрадь следующим образом:

- Первый ряд вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет все об этом разряде, выпишет в тетрадь только качественные имена прилагательные; второй ряд – притяжательные; третий – относительные.

Словосочетания:

Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.

Задание №4

- Устно замените существительные притяжательными прилагательными.

Уши волка и зайца-

Лапы лисы и собаки-

Хвост павлина и вороны-

Глаза папы, бабушки-

Волчьи уши, заячьи и собачьи лапы, павлиний и вороний хвост, папины и бабушкины глаза.

- Но бывает, что один разряд переходит в другой. Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и становятся качественными.

Задание№5

- Запишите текст, подчеркните имена прилагательные, определите разряд прилагательных.

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.)

4.  Объявляю рекламную паузу!

Реклама качественных прилагательных (прилагается к конспекту урока).

Каких ты только прилагательных ты не найдешь в этой стае! Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень. Холодные и горячие, они так и вьются над поляной имен прилагательных. И каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше вопросов, у кого меньше вопросов.

Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные антагонисты. Хотя лучше выбрать более подходящее мирное слово – антонимы.

Но мир качественных прилагательных безбрежен. Он постоянно расширяется. Их количество растет. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее!

Вам не жалко относительных и притяжательных прилагательных? Получается, что они некачественные. Кто захочет знаться с ними? Притяжательным легче. Они хоть кому-то нужны, кому-то принадлежат, они чьи-то! А что делать относительным?

Напишите текст рекламы относительных прилагательных.


Спокойный

Старый

Точный

Ленивый

Смелый

Приятный

Вечный

Злой

Яблочный

















К вечеру ветер стих, и низкое (качественное) солнце залило багровым (качественное) светом бледные тучи и, протянув словно прощальные(качественные)   крылья в глубь жёлтой и мокрой (качественные) степи, закатилось.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).

  1. Милое детство.

  2. Кавказские горы.

  3. Мамины руки.

  4. Голубое озеро Байкал.

  5. Честный поступок.


Самопроверка.

1 2 3 4 5

к о п к к


Рефлексия

Подходит к концу наш урок. Что нового вы сегодня узнали? С какими разрядами прилагательных по значению мы сегодня познакомились? Расскажите о них.

А сейчас подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.

А теперь прочитайте то, что вы написали.

Или

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …





Ученики записывают прилагательное.

Ученики читают вслух друг за другом.

Домашнее задание


Перечислите волшебные предметы из русских народных сказок. Подберите к этим словам прилагательные разных разрядов.