Актуализация знаний учащихся | В русском языке есть часть речи, которая делает нашу речь выразительной, яркой, образной, красочной. Например: волшебный, мягкий, солнечный. - Что это за части речи? - На какой вопрос отвечают прилагательные? - Что обозначают? Запишите число ,классная работа в свои тетради. Ребята, А вы любите свой родной край? Опишите его при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков. Вот и вы показали любовь к своему родному краю . У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит. | - Имена прилагательные. - Какой? Чей? - Признак предмета. Дети записывают в тетрадь имена прилагательные. |
Изучению нового материала | зеленый лесной мамин огромный зимний олений вежливый ледяной отцов Что обозначают слова в первом столбике? В третьем? Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы? Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие — ощутить, третьи — почувствовать. По значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. 1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (юный, старый), по цвету (белый, синий), по внешнему виду (привлекательный, стройный), по внутренним качествам (доброжелательный, умный). Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (красивый — красивее; глупый — глупее). 2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (золотое кольцо, деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту (городской парк), по времени его существования (летний день), по назначению предмета (малярная кисть). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: золотое кольцо — кольцо из золота. 3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (папин пиджак, птичье перо, волчий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье? и имеют суффиксы - ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. | - цвет, размер, качества человека. - место, время, материал - принадлежность предмета кому-либо. - они делятся по значению на 3 группы. - группы прилагательных по значению Дети записывают тему урока. |
Закрепление изученного материала | На нашем уроке присутствуют необычные гости: яблоко, лимон, апельсин , опишите вашего гостя так, чтобы показать, что он лучше других гостей, используйте для этого как можно больше прилагательных Яблоко румяное, сочное, аппетитное. Лимон желтенький, кислый, ароматный. Апельсин сочный, приятный, сладкий. | |
Закрепление изученного материала | 1. Кроссворд. - Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные? Находящийся в состоянии покоя. Существующий с давнего времени. Совершенно верный ответ. Любящий безделье. Не знающий страха. Доставляющий удовольствие Сохраняющийся на очень долгое время. Полный злобы. Пирог из яблок 2. «Литературная» страничка (письменно) Восстановите текст А.Н. Толстого, вставив на место пропусков имена прилагательные из данных ниже, определяя разряд прилагательных по значению. К вечеру ветер стих, и …солнце залило … светом…тучи и, протянув …крылья в глубь… степи, закатилось. Для справок: низкое; багровым; бледные; словно прощальные; жёлтой и мокрой. 3. Выполнение упражнений Задание №1 - Перед вами словосочетания. Распределите их по разрядам прилагательных. Ч..рный (дым) Больш..й (дом) Т..жёлый (кирпич) Б..гровый (закат) | Ру(с,сс)кая (девочка) Прошл..годняя (листва) Лу(н,нн)ый (свет) Пр..вокзальная (площадь) | Страусово (перо) Птиц..н (клюв) С..бачий (нос) Папина (шляпа) | Задание №2 Загадки (устно) - Отгадайте народные загадки, укажите разряд прилагательных -Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (арбуз, качественные) -Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (солнце, качественные) -Бежит свинка, железная спинка. льняной хвостик. (Нитка с иголкой) -Тонкий, высокий, упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и грибы) Задание №3 На слайде записаны словосочетания, вам нужно выписать их в тетрадь следующим образом: - Первый ряд вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет все об этом разряде, выпишет в тетрадь только качественные имена прилагательные; второй ряд – притяжательные; третий – относительные. Словосочетания: Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда. Задание №4 - Устно замените существительные притяжательными прилагательными. Уши волка и зайца- Лапы лисы и собаки- Хвост павлина и вороны- Глаза папы, бабушки- Волчьи уши, заячьи и собачьи лапы, павлиний и вороний хвост, папины и бабушкины глаза. - Но бывает, что один разряд переходит в другой. Иногда относительные прилагательные употребляются в переносном значении и становятся качественными. Задание№5 - Запишите текст, подчеркните имена прилагательные, определите разряд прилагательных. Барсучонок Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.) 4. Объявляю рекламную паузу! Реклама качественных прилагательных (прилагается к конспекту урока). Каких ты только прилагательных ты не найдешь в этой стае! Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень. Холодные и горячие, они так и вьются над поляной имен прилагательных. И каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше вопросов, у кого меньше вопросов. Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные антагонисты. Хотя лучше выбрать более подходящее мирное слово – антонимы. Но мир качественных прилагательных безбрежен. Он постоянно расширяется. Их количество растет. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее! Вам не жалко относительных и притяжательных прилагательных? Получается, что они некачественные. Кто захочет знаться с ними? Притяжательным легче. Они хоть кому-то нужны, кому-то принадлежат, они чьи-то! А что делать относительным? Напишите текст рекламы относительных прилагательных. | Спокойный Старый Точный Ленивый Смелый Приятный Вечный Злой Яблочный К вечеру ветер стих, и низкое (качественное) солнце залило багровым (качественное) светом бледные тучи и, протянув словно прощальные(качественные) крылья в глубь жёлтой и мокрой (качественные) степи, закатилось. |