Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку . Из опыта работы .
Функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать навыки общения, чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи, написать письмо, вступить в беседу, рассказать о себе и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Жизненно важные задачи:
Читательская грамотность:
1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими :
1. Отметь значком * правильный
вариант ответа, согласно тексту.
2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
3. Какое из утверждений соответствует тексту?
4. Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
Задача на развитие коммуникативных умений: чтение
- 1. Задача на развитие коммуникативных умений : чтение.
- а) Планируемый результат: читать про себя и понимать содержание текста, построенного на изученном языковом материале. Задание базового уровня: прочитай текст и выбери предложения, в которых информация a) верна, b)неверна, c)не упоминалась.
- б) Планируемый результат: читать про себя, понимать содержание и выполнить задание: дополни предложения одним из вариантов ответа.
- в) Планируемый результат: читать текст, понимать содержание и ответить на вопросы.
Задачи на развитие коммуникативных умений. Диалогическая речь
- 2. Задача на развитие коммуникативных умений. Говорение. Диалогическая речь.
- Планируемый результат: умение участвовать в разных видах диалога: а)диалог-расспрос, б) диалог-побуждение, в) этикетный диалог.
- a) Match and read aloud:
- 1.Are you feeling any better? A. Thanks!
- 2.You/re looking well! B. Oh dear , I hope you feel better soon.
- 3. I’m not very well. C. Actually, I am.
Аудирование
- 3. Задача на развитие коммуникативных умений. Аудирование.
- Планируемый результат: грамотность в умении услышать и понять речь на английском языке, вычленить из нее необходимую информацию и правильно реагировать на услышанное; воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сообщений, построенных на знакомом языковом материале. Выполнить задания по прослушанному.
- Вы услышите диалог. Запишите в поле ответа цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному варианту ответа.
- 1. Who likes reading books?
- 1.Ann 2.Steve. 3. Both.
- 2. Who spends rainy days in front of the computer?
- 1.Ann.2.Steve.3. Neither.
- 3. Who thinks time flies when you play computer games?
- 1.Ann.2.Steve3. Both
4 задача : Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими. Лексика и грамматика.»
- Планируемый результат: уметь оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
- Прочитайте представленный ниже текст. Заполните пропуски представленными справа словами, изменяя их так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
- A kind man
- Jack, a truck driver, was driving 100 penguins to the New York Zoo.
- On the freeway his truck suddenly_________________down. BREAK
- Jack got out of the car. He______________at the engine LOOK
- When another truck stopped by.
- The second truck driver, Peter, asked if ________________ HE
- colleague needed any help.
- Jack explained that he was taking the penguins to the zoo and
- asked if Peter could take the penguins to the Zoo. Peter agreed.
5. Задание в формате групповой работы
- Цели:
- Учебная: познакомить учащихся с одной из традиций страны изучаемого языка
- Языковая : познакомить с новыми англоязычными фразами to observe custom, to send postcards, to lay the table
- Социальная: учить взаимодействовать в группах с помощью формы обсуждения «Передай листок».
- Цель задания: обучение внимательному чтению с помощью вопросов, при ответе на которые нужно неоднократно обращаться к тексту.
- Планируемые результаты задания:
- Развитие навыков внимательного чтения, коммуникативных навыков, навыков работы в группе: составление коллективного ответа на вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод: развитие функциональной грамотности на уроках английского языка происходит на разных этапах и уровнях работы по программе 2-4, 5-9 УМК “Rainbow English” авторов О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой и др., а также авторского коллектива В.Эванс, Д.Дули, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой “Spotlight”для 10 и 11 классов. На каждом этапе обучения учитель может определить основу для выполнения упражнений по развитию функциональной грамотности.
Спасибо за внимание !