СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности играет большую роль в развитии младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности младших школьников.»

Методы формирования функциональной грамотности  в начальной школе Харитонова Е. В., учитель начальных классов МАОУ « Первомайская СШ»

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Харитонова Е. В.,

учитель начальных классов

МАОУ « Первомайская СШ»

 Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

   Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  А.А. Леонтье в

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтье в

Функциональная грамотность  младшего школьника  готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Функциональная грамотность младшего школьника

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии; технология оце нивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • Информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оце нивания учебных достижений учащихся и др.
Сущность функциональной грамотности  младшего школьника Добываю Применяю Оцениваю Готов к саморазвитию

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Добываю

Применяю

Оцениваю

Готов к саморазвитию

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Базовый навык функциональной грамотности

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты;
  • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
  • расширять свои знания и возможности;
  • участвовать в социальной жизни
Ключевые компетенции функционально грамотного человека

Ключевые компетенции функционально грамотного человека

Формирование читательской грамотности Пробно-поисковые ситуации; Беседы-дискуссии; Сам задай вопрос; Личный пример учителя; Приём устного словесного рисования; Словарно-стилистическая работа; Элементы драматизации.

Формирование

читательской грамотности

  • Пробно-поисковые ситуации;
  • Беседы-дискуссии;
  • Сам задай вопрос;
  • Личный пример учителя;
  • Приём устного словесного рисования;
  • Словарно-стилистическая работа;
  • Элементы драматизации.
Методы и приемы  для формирования читательской грамотности 1. «Чтение с остановками»  2. «Синквейн»  3. «Работа с вопросником»  4. «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм»\ 6. «Уголки» 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы»

Методы и приемы для формирования читательской грамотности

1. «Чтение с остановками»

2. «Синквейн»

3. «Работа с вопросником»

4. «Знаю, узнал, хочу узнать»

5. «Мозговой штурм»\

6. «Уголки»

7. «Написание творческих работ»

8. «Создание викторины»

9. «Логическая цепочка»

10. «Тонкие и толстые вопросы»

Математическая грамотность способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;  формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы

Математическая грамотность

  • способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы
Формирование  математической грамотности Логические задачи и ребусы  Числовые последовательности Решение примеров с зашифрованными числами Сюжетные задачи; Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел;  Математические фокусы и др.

Формирование математической грамотности

  • Логические задачи и ребусы
  • Числовые последовательности
  • Решение примеров с зашифрованными числами
  • Сюжетные задачи;
  • Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел;
  • Математические фокусы и др.
Интересные факты из истории математики, геометрии Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке. В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности. Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий. В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Интересные факты из истории математики, геометрии

Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.

В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.

Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.

В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Различные формы работы над задачей   1 . Работа над решенной задачей.  2. Решение задач различными способами.  3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.  4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать

Различные формы работы над задачей 1 . Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.

Естественнонаучная грамотность   способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений; позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие;

Естественнонаучная грамотность

  • способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений;
  • позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие;
Формирование Естественнонаучной  грамотности  Задания, формирующие теоритический компонент естественнонаучной грамотности. Задания, направленные на применение знаний на практике  Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. 6

Формирование Естественнонаучной грамотности

  • Задания, формирующие теоритический компонент естественнонаучной грамотности.
  • Задания, направленные на применение знаний на практике
  • Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

6

Финансовая грамотность   - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки,  мотивация и уверенность,  необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
  • Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Креативное мышление  - это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач

Креативное мышление - это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ  – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;  — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;  — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.