Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Харитонова Е. В.,
учитель начальных классов
МАОУ « Первомайская СШ»
Функциональная грамотность
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтье в
Функциональная грамотность младшего школьника
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология формирования правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- Информационные и коммуникационные технологии;
- технология оце нивания учебных достижений учащихся и др.
Сущность функциональной грамотности младшего школьника
Добываю
Применяю
Оцениваю
Готов к саморазвитию
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
- Групповая форма работы;
- Игровая форма работы;
- Творческие задания;
- Тестовые задания;
- Практическая работа;
- Ролевые и деловые игры;
- Исследовательская деятельность.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
- способность человека понимать и использовать письменные тексты;
- размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
- расширять свои знания и возможности;
- участвовать в социальной жизни
Ключевые компетенции функционально грамотного человека
Формирование
читательской грамотности
- Пробно-поисковые ситуации;
- Беседы-дискуссии;
- Сам задай вопрос;
- Личный пример учителя;
- Приём устного словесного рисования;
- Словарно-стилистическая работа;
- Элементы драматизации.
Методы и приемы для формирования читательской грамотности
1. «Чтение с остановками»
2. «Синквейн»
3. «Работа с вопросником»
4. «Знаю, узнал, хочу узнать»
5. «Мозговой штурм»\
6. «Уголки»
7. «Написание творческих работ»
8. «Создание викторины»
9. «Логическая цепочка»
10. «Тонкие и толстые вопросы»
Математическая грамотность
- способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы
Формирование математической грамотности
- Логические задачи и ребусы
- Числовые последовательности
- Решение примеров с зашифрованными числами
- Сюжетные задачи;
- Зачёркивания, превращения, отгадывание чисел;
- Математические фокусы и др.
Интересные факты из истории математики, геометрии
Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.
В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.
Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.
В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.
Различные формы работы над задачей 1 . Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.
Естественнонаучная грамотность
- способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений;
- позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие;
Формирование Естественнонаучной грамотности
- Задания, формирующие теоритический компонент естественнонаучной грамотности.
- Задания, направленные на применение знаний на практике
- Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
6
- Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Креативное мышление - это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.