Развитие функциональной грамотности
на уроках изобразительного искусства
Агафонова Лариса Ивановна
Учитель изобразительного искусства
МАОУ СОШ «Марусинская школа №24» 2024г.
- Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
- Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Основные формы функциональной грамотности
С функциональной грамотностью связаны компетенции
- способность выбирать и использовать различные технологии
- способность видеть проблемы и искать пути их решения
- способность учиться всю жизнь
- компьютерная грамотность
- информационная грамотность
- коммуникативная грамотность
- общественно-политическая грамотность
- бытовая грамотность
- общая грамотность
- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
- грамотность при овладении иностранными языками
Функциональная граммотность в области искусства
-развитие способностей художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства
-умение выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - необходимая компетентность современного учителя
изобразительное искусство содержит в себе два вопроса:
- содержание обучения
- какие методы и приемы целесообразно
использовать при обучении детей?
Н а уроках Изобразительного искусства необходимо развивать навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: - осмысленно читать и воспринимать знаковую систему разных типов; - извлекать информацию из разных источников; - учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; - анализировать картины окружающего мира; - понимать условные обозначения и уметь применять их для того чтобы передать свою мысль, идею.
Деятельный подход
Основой преподавания изобразительного искусства является деятельное освоение предмета через творческую деятельность
В программе по предмету «Изобразительное искусство» повторяются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач
В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, черчением, литературой, театром, музыкой, историей, краеведением, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами компетенции зрителя, приобретение навыков работы с визуальной информацией, участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность
как средство повышения функциональной грамотности
В системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).
Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам и на всех этапах урока.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения
Работа в группах
Проблемное обучение
Приём «выбор»
Метод опорных схем
Активное обучение
Методические задачи урока:
Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные методы и формы урока; умений вести поисковую работу.
Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы.
Учащиеся научатся проводить различные исследования, творческие групповые проекты, ориентироваться в информационном пространстве.
Владение различными техниками передачи изображений
Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы
Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ
Нахождение ошибок в изображении
Опыт работы в роли эксперта
Выявление критериев оценивания
Практическая работа по предложенной инструкции
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах:
социально-экономическом,
психолого-педагогическом и
организационно-управленческом.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся
Основные моменты задания на уроках изобразительного искусства:
Обращаем внимание на актуальность темы и задания
Тему и задание связываем с современной жизнью
Задание формируем относительно применения и использования знаний в различных профессиях.
Акцент в задании делаем на практическое применение
на уроках по другим предметам
в профессиональной деятельности
в социальной практике
в быту
Обновленные ФГОС предъявляют требования к формированию метапредметных результатов учащихся. Современные школьники должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, добывать и применять полученные знания, уметь планировать свои действия, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками. Со всеми этими задачами успешно справляется правильно организованная проектная и исследовательская деятельность учащихся