СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства»

Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства Агафонова Лариса Ивановна Учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ «Марусинская школа №24» 2024г.

Развитие функциональной грамотности

на уроках изобразительного искусства

Агафонова Лариса Ивановна

Учитель изобразительного искусства

МАОУ СОШ «Марусинская школа №24» 2024г.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.  Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
  • Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

  • Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Основные формы функциональной грамотности С функциональной грамотностью связаны компетенции   способность выбирать и использовать различные технологии способность видеть проблемы и искать пути их решения способность учиться всю жизнь компьютерная грамотность информационная грамотность коммуникативная грамотность общественно-политическая грамотность бытовая грамотность общая грамотность грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях грамотность при овладении иностранными языками 

Основные формы функциональной грамотности

С функциональной грамотностью связаны компетенции

  • способность выбирать и использовать различные технологии
  • способность видеть проблемы и искать пути их решения
  • способность учиться всю жизнь
  • компьютерная грамотность
  • информационная грамотность
  • коммуникативная грамотность
  • общественно-политическая грамотность
  • бытовая грамотность
  • общая грамотность
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
  • грамотность при овладении иностранными языками 
Функциональная  граммотность в области искусства -развитие способностей художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства -умение выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру.

Функциональная граммотность в области искусства

-развитие способностей художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства

-умение выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - необходимая компетентность современного учителя

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - необходимая компетентность современного учителя

  изобразительное искусство   содержит в себе два вопроса:   содержание обучения   какие методы и приемы целесообразно  использовать при обучении детей? 

изобразительное искусство   содержит в себе два вопроса:

  • содержание обучения 
  • какие методы и приемы целесообразно 

использовать при обучении детей? 

  Н а уроках Изобразительного искусства   необходимо развивать навыки и умения, без которых сегодня   невозможно справляться с решением жизненно важных задач:   - осмысленно читать и воспринимать знаковую систему разных типов;   -  извлекать информацию из разных источников;  - учиться находить и критически оценивать информацию   из СМИ и Интернета;  -  анализировать картины окружающего мира;  - понимать условные  обозначения и уметь применять   их для того чтобы передать свою мысль, идею.    

Н а уроках Изобразительного искусства  необходимо развивать навыки и умения, без которых сегодня  невозможно справляться с решением жизненно важных задач: - осмысленно читать и воспринимать знаковую систему разных типов;  -  извлекать информацию из разных источников; - учиться находить и критически оценивать информацию  из СМИ и Интернета; -  анализировать картины окружающего мира; - понимать условные  обозначения и уметь применять  их для того чтобы передать свою мысль, идею.  

Деятельный подход Основой преподавания изобразительного искусства является деятельное освоение предмета через творческую деятельность В программе по предмету «Изобразительное искусство» повторяются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач

Деятельный подход

Основой преподавания изобразительного искусства является деятельное освоение предмета через творческую деятельность

В программе по предмету «Изобразительное искусство» повторяются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач

В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, черчением, литературой, театром, музыкой, историей, краеведением, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, черчением, литературой, театром, музыкой, историей, краеведением, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт,  закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами  компетенции зрителя, приобретение навыков работы с визуальной информацией, участие в проектной деятельности.

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами компетенции зрителя, приобретение навыков работы с визуальной информацией, участие в проектной деятельности.

Проектная деятельность как средство повышения функциональной грамотности В системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу). Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Проектная деятельность

как средство повышения функциональной грамотности

В системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).

Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам и на всех этапах урока.

На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам и на всех этапах урока.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения Работа в группах Проблемное обучение Приём «выбор» Метод опорных схем Активное обучение

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения

Работа в группах

Проблемное обучение

Приём «выбор»

Метод опорных схем

Активное обучение

Методические задачи урока: Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные методы и формы урока; умений вести поисковую работу. Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы. Учащиеся научатся проводить различные исследования, творческие групповые проекты, ориентироваться в информационном пространстве. Владение различными техниками передачи изображений Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ Нахождение ошибок в изображении Опыт работы в роли эксперта Выявление критериев оценивания Практическая работа по предложенной инструкции

Методические задачи урока:

Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные методы и формы урока; умений вести поисковую работу.

Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы.

Учащиеся научатся проводить различные исследования, творческие групповые проекты, ориентироваться в информационном пространстве.

Владение различными техниками передачи изображений

Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы

Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ

Нахождение ошибок в изображении

Опыт работы в роли эксперта

Выявление критериев оценивания

Практическая работа по предложенной инструкции

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать

информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание

выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной

деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию

самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и

эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на

практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,

принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности.

Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах:

социально-экономическом,

психолого-педагогическом и

организационно-управленческом.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся

Основные моменты задания на уроках изобразительного искусства: Обращаем внимание на актуальность темы и задания Тему и задание связываем с современной жизнью Задание формируем относительно применения и использования знаний в различных профессиях.  Акцент в задании делаем на практическое применение на уроках по другим предметам в профессиональной деятельности в социальной практике в быту

Основные моменты задания на уроках изобразительного искусства:

Обращаем внимание на актуальность темы и задания

Тему и задание связываем с современной жизнью

Задание формируем относительно применения и использования знаний в различных профессиях.

Акцент в задании делаем на практическое применение

на уроках по другим предметам

в профессиональной деятельности

в социальной практике

в быту

Обновленные ФГОС предъявляют требования к формированию метапредметных результатов учащихся. Современные школьники должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, добывать и применять полученные знания, уметь планировать свои действия, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками.   Со всеми этими задачами успешно справляется правильно организованная проектная и исследовательская деятельность учащихся

Обновленные ФГОС предъявляют требования к формированию метапредметных результатов учащихся. Современные школьники должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, добывать и применять полученные знания, уметь планировать свои действия, принимать решения и взаимодействовать с другими участниками. Со всеми этими задачами успешно справляется правильно организованная проектная и исследовательская деятельность учащихся