Открытый урок биологии по теме: «Пищеварительная система» для 9 класса Ананченко Натальи Владимировны МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева г. Урай
Тема занятия: Развитие функциональной грамотности на занятиях по подготовке к ОГЭ по биологии при изучении темы: «Пищеварительная система», или «Путешествие по пищеварительной системе».
Цель: обобщить представления учащихся о пищеварительной системе и конкретизировать знания о системе органов пищеварения, их строении и функциях через решение практических задач на разные виды функциональной грамотности.
Задачи:
Систематизировать знания учащихся по теме: «Пищеварительная система человека»;
Формировать функциональную грамотность (читательскую, математическую, естественнонаучную, критического мышления, глобальные компетенции) через групповую и индивидуальную работу;
Воспитывать правильное отношение к питанию и своему здоровью;
Развивать умение пользоваться различными видами информации, анализировать и переводить информацию из одного вида в другой, использовать современные ИКТ, умение работать в команде.
Планируемые образовательные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование научного мировоззрения, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение находить в тексте нужную информацию, критически воспринимать, анализировать, применять для решения поставленных практических задач, производить математические расчёты, составлять пищевой рацион с учётом энергозатрат человека; умение ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, формулировать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы, проводить рефлексию своей деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ: актуализировать информацию об органах пищеварения и пищеварительных железах, питательных веществах и витаминах.
Данное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» после изучения темы: «Пищеварительная система» на уроках биологии в качестве обобщения знаний по теме, формирование навыка решения задач на пищевой рацион, линий ОГЭ, направленных на анализ информации, перевод одного вида информации в другой, формирование различных видов функциональной грамотности.
Считаю, что задачи занятия решались успешно, применялись разнообразные формы и методы, повышающие интерес к предмету биология и развивающие функциональную грамотность учащихся. Дети были активны на протяжении всего занятия. Цель занятия была достигнута.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном занятии по подготовке к ОГЭ по биологии «Умники и умницы»!
На уроках биологии в этом учебном году мы изучаем разные системы человеческого организма и многие из этих тем находят отражение в материалах ОГЭ.
Попробуйте определить, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.
Чудо-фабрика у нас.
Расскажу о ней сейчас.
Эта важная система вмиг решает все проблемы:
Измельчает, расщепляет, нас энергией снабжает,
И даёт стройматериал.
Есть в ней железы, канал…
Попрошу вас отвечать
Что мы будем изучать? (ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ)
Сегодня на занятии мы закрепим знания по теме: «Пищеварительная система человека», узнаем интересные факты о пищеварении, научимся решать задачи на пищевой рацион и задания по функциональной грамотности.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по пищеварительной системе.
БЛИЦ-ОПРОС (кьюар-код) https://app.unislide.io/my/presentations
1слайд : назовите фамилию учёного, ставшего лауреатом Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения (И.П. Павлов)
Варианты: Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Илья Ильич Мечников
2 слайд: расположите в правильном порядке уровни пищеварительной системы, начиная с наибольшего (пищеварительная система, пищеварительный канал, тонкий кишечник, двенадцатипёрстная кишка, кишечная ворсинка)
3 слайд: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «Пищеварительная система»?
Ребята! Молодцы! Вы хорошо справились с нашим блиц- опросом. Для продолжения занятия я попрошу вас объединиться четверками и выбрать капитанов.
Информация о пищеварительной системе часто противоречива. Для выполнения следующего задания попрошу капитанов взять в руки семафорные карточки. Они двухсторонние. Если вы согласны с информацией, поднимаете карточку с зеленым цветом, если не согласны( считаете её фейковой), то красную.
Пищеварительная система человека может переработать до 50 т пищи в год(+)
Пища проходит по пищеварительной системе со скоростью до 7 м/час (+)
У человека две пары слюнных желез (-) ( околоушные, подъязычные и подчелюстные)
Клетки желудка выделяют до 2 л соляной кислоты в сутки (+)
Самый горячий орган человеческого тела поджелудочная железа (-) печень +38
Желудок взрослого человека может растягиваться до размеров футбольного мяча (+)
Если человек висит вниз головой, то пища не сможет дойти до желудка (-) Законы гравитации не действуют, продвижение пищи за счёт перистальтики- попеременного сокращения и расслабления мышц
Длина кишечника среднестатистического человека достигает 10 м (+)
Печень расположена в брюшной полости с левой стороны (-)
Площадь тонкого кишечника составляет 250 м 2 (+)
Ещё 1 интересный факт: за свою жизнь человек потребляет в среднем 2,5 т белка, 1,3 т жира, 17,5 т углеводов и 75 т воды!
У пищеварительной системы есть и свои «Загадочные цифры» Попробуйте догадаться, что они означают. (СЛАЙД 2)
32 (зуба) 3 л (объём желудка), 1,5 кг (вес печени), 25 см (пищевод), 10 м (длина пищеварительного тракта).
И это задание оказалось вам по зубам.
Проверку вы выдержали. Настало время отправиться в путешествие по пищеварительной системе. Первая остановка нашего путешествия- «Отделы пищеварительной системы»
«Отделы пищеварительной системы» ( перевернуть первый лист на лоске- первую станцию путешествия по пищеварительной системе)
1 задание «Корректор» (работа с текстом). Нужно найти ошибки в приведенном тексте, выделить их маркером и исправить. ПОДНЯТЬ СЕМАФОРНУЮ КАРТОЧКУ в случае выполнения задания.
2- лизоцим, 3- углеводы до глюкозы, 7- в тонком кишечнике) (СЛАЙД 3 )
2 задание- выбрать три верно обозначенные подписи к рисунку (СЛАЙД 4 )
1,4,6
3 задание- вставить пропущенные слова или записать цветными ручками ( конверты с текстом и словами ). Наклеить в нужные пропуски ( 4 разных варианта задания). (СЛАЙД 5 как пример: одно из заданий )
«Пищеварение», 2- «Процесс пищеварения в ротовой полости человека», 3- «Роль желудочного сока в пищеварении», 4- «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»
«Пищеварительные железы и ферменты»( 2 станция путешествия ) перевернуть лист на лоске)
В работе пищеварительной системы принимают участие не только пищеварительный тракт, но и пищеварительные железы внешней и смешанной секреции.
Задание: проанализируйте текст (осмысленное чтение), ответить на вопросы (СЛАЙД 6-7) . Ответы: Позади желудка, 12-перстную кишку, синтез инсулина и глюкагона.
Питание человека должно быть сбалансированным. В пище должны содержаться Б,Ж,У, минеральные соли, витамины и вода, но в некоторых случаях возникает непереносимость какого-либо продукта, например, не вырабатываются ферменты, позволяющие усваивать молоко, а именно молочный сахар- лактозу. (СЛАЙД 8).
Задание: проанализировать диаграмму (лактаза), определить долю людей с непереносимостью лактозы в России ( 20-40 %). А в каих странах мира частота встречаемости гена, блокирующего выработку лактазы, наибольшая? ( Китай, Индонезия, страны Африки и Южной Америки)
Задание: на прилавках продуктовых магазинов можно встретить лактозное и безлактозное молоко ( СЛАЙД 9-10). Какое количество безлактозного молока нужно выпить, чтобы получить столько же углеводов, сколько содержится в 100 г обычного молока? ( 4,8 г в обычном, 3 г в безлактозном. В 100 г обычного 4,8*100г= 480 г, в безлактозном 480:3= 160 г).
НАПИСАТЬ ОТВЕТ НА ЛИСТЕ, ПОДНЯТЬ ПО КОМАНДЕ,
Любой живой организм помимо Б,Ж,У нуждается также и в особых органических веществах, которые являются для него жизненно необходимыми. Что это за вещества? (ПЕРЕВЕРНУТЬ ТРЕТИЙ ЛИСТ НА ДОСКЕ) Кем они были открыты и на какие группы их можно разделить? Существуют ли витамины, которые вырабатываются в организме человека?
«Витамины»
Задание на осознанное чтение текста (СЛАЙД 11)
(Ответы: обеспечение нормальной жизнедеятельности организма; томат, морковь, тыква, хурма, печень морских животных и рыб; Мало Солнца, а витамин Д вырабатывается в коже под действием УФ- лучей).
Какие заболевания могут возникнуть у человека при недостатке жирорастворимых витаминов А и Д?
При изучении темы «Витамины» на уроках биологии в этом году вы развивали креативное мышление и творческие способности, составляя опорные конспекты по всему спектру витаминов (ДОСКА- СТЕНД «ВИТАМИНЫ»). Получилось красочно, информативно и индивидуально.
Задание : ( пользуясь таблицей, ответить на вопрос какие из продуктов позволят увеличить в организме количество каротиноидов, а какие- нет. Отметить галочками. (см. раздатку лист с текстом по витаминам с обратной стороны) (СЛАЙД 12). ( ответы: петрушка, брокколи и облепиха- растительные продукты).
Одним из ценных продуктов питания, богатых полезными веществами, являются яйца. Определите, возможно ли восполнить суточную норму всех витаминов, если съесть яичницу из 10 яиц? (слайд 13)
Витамин А: 0,3*10= 3 мг; Витамин В1 0,07*10=0,7 мг; Д 2*10=20 мг
А и Д- избыток (можно пополнить суточную потребность), В1- недостаток (Нельзя).
Какое заболевание может возникнуть у человека при недостатке витамина С? (СЛАЙД 14)
Прежде, чем отправляться в экспедицию, поездку или поход нужно рассчитать хватит ли продовольствия (СЛАЙД 15).
В 1749 году на корабле «Атланта» мореплаватели отправились в путь от берегов Голландии через Атлантический океан. Команда состояла из 43-х человек. Их путешествие продолжалось с мая по октябрь, ровно 6 месяцев. На корабле были запасы продуктов, содержащих витамин С, в количестве 800 кг. Докажите, что все члены команды доплыли до пункта назначения и подтвердите это своими расчётами.
( написать ответ на листе, поднять)
Ответ: с мая по октябрь 184 дня (т.к. в мае, августе и октябре 31 день). Суточная норма 100 мг на человека. 184*100*43= 791 кг 200 г
800 кг-791 кг 200 г= 8 кг 800 г останется
От правильного питания зависит самочувствие человека и продолжительность его жизни.
4 станция «Правильное питание»
( перевернуть лист на доске) (СЛАЙД 16)
1.задание
Ответы: прямая, на 456 ккал/день, углеводов и жиров
2 задание. Полноценное питание включает обязательное присутствие в рационе продуктов и растительного, и животного происхождения, особенно пища, содержащая белок (слайд 17).
В какой рыбе содержание белка максимальное? (лосось)
Ответы: лосось и шпрот; карась и окунь; лосось и шпрот ( оптимальное содержание белка и ккал)
А для людей, ведущих малоподвижный образ жизни? (окунь, карась)
Для того, чтобы находиться в отличной физической форме, нужно не только заниматься спортом, но и правильно питаться, уметь составлять меню, рассчитывать энергозатраты СЛАЙД 18-20)
Ответ: 900 ккал ( 3 ч 20 минут= 200 минут 4,5 ккал/мин)
Куриная лапша, пельмени, салат овощной и клюквенный морс.
Калорийность обеда 575 ккал, не компенсирует.
Закрепление
https://app.unislide.io/my/presentations
Рефлексия
А сейчас настало время
Всё расставить по местам.
И цветами иль плодами
Подвести итоги нам.
Если много есть вопросов,
Нужно повторить урок,
То на дереве познанья
Пусть распустится цветок.
Если было интересно,
Вы работали с желанием,
Пусть украсится плодами
Наше дерево познанья!
Очень приятно, что на нашем дереве познанья сегодня появилось много новых плодов. Это значит, что наше занятие было насыщенным, плодотворным и помогло вам лучше усвоить тему: «Пищеварительная система».
Я благодарю всех ребят за активную работу на занятии. Желаю вам дальнейших успехов в изучении биологии! До новых встреч!
При разработке занятия были использованы задания из открытого банка заданий ФИПИ по формированию естественнонаучной грамотности и сборника В.С. Рохлова по подготовке к ОГЭ по биологии