СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности учащихся 9 классов при изучении темы: "Пищеварительная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Путешествие по пищеварительной системе" направлено на развитие читательской, естественнонаучной, математической грамотности, креативного мышления, с использованием интерактивных технологий. К разработке занятия прилагается презентация

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности учащихся 9 классов при изучении темы: "Пищеварительная система"»

Открытый урок биологии по теме: «Пищеварительная система» для 9 класса Ананченко Натальи Владимировны МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева г. Урай

Тема занятия: Развитие функциональной грамотности на занятиях по подготовке к ОГЭ по биологии при изучении темы: «Пищеварительная система», или «Путешествие по пищеварительной системе».

Цель: обобщить представления учащихся о пищеварительной системе и конкретизировать знания о системе органов пищеварения, их строении и функциях через решение практических задач на разные виды функциональной грамотности.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся по теме: «Пищеварительная система человека»;

  2. Формировать функциональную грамотность (читательскую, математическую, естественнонаучную, критического мышления, глобальные компетенции) через групповую и индивидуальную работу;

  3. Воспитывать правильное отношение к питанию и своему здоровью;

  4. Развивать умение пользоваться различными видами информации, анализировать и переводить информацию из одного вида в другой, использовать современные ИКТ, умение работать в команде.



Планируемые образовательные результаты:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование научного мировоззрения, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение находить в тексте нужную информацию, критически воспринимать, анализировать, применять для решения поставленных практических задач, производить математические расчёты, составлять пищевой рацион с учётом энергозатрат человека; умение ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, формулировать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы, проводить рефлексию своей деятельности

  3. ПРЕДМЕТНЫЕ: актуализировать информацию об органах пищеварения и пищеварительных железах, питательных веществах и витаминах.

Данное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» после изучения темы: «Пищеварительная система» на уроках биологии в качестве обобщения знаний по теме, формирование навыка решения задач на пищевой рацион, линий ОГЭ, направленных на анализ информации, перевод одного вида информации в другой, формирование различных видов функциональной грамотности.

Считаю, что задачи занятия решались успешно, применялись разнообразные формы и методы, повышающие интерес к предмету биология и развивающие функциональную грамотность учащихся. Дети были активны на протяжении всего занятия. Цель занятия была достигнута.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на очередном занятии по подготовке к ОГЭ по биологии «Умники и умницы»!

На уроках биологии в этом учебном году мы изучаем разные системы человеческого организма и многие из этих тем находят отражение в материалах ОГЭ.

Попробуйте определить, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Чудо-фабрика у нас.

Расскажу о ней сейчас.

Эта важная система вмиг решает все проблемы:

Измельчает, расщепляет, нас энергией снабжает,

И даёт стройматериал.

Есть в ней железы, канал…

Попрошу вас отвечать

Что мы будем изучать? (ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ)

Сегодня на занятии мы закрепим знания по теме: «Пищеварительная система человека», узнаем интересные факты о пищеварении, научимся решать задачи на пищевой рацион и задания по функциональной грамотности.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по пищеварительной системе.

БЛИЦ-ОПРОС (кьюар-код) https://app.unislide.io/my/presentations



1слайд : назовите фамилию учёного, ставшего лауреатом Нобелевской премии за исследования в области физиологии пищеварения (И.П. Павлов)

Варианты: Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Илья Ильич Мечников

2 слайд: расположите в правильном порядке уровни пищеварительной системы, начиная с наибольшего (пищеварительная система, пищеварительный канал, тонкий кишечник, двенадцатипёрстная кишка, кишечная ворсинка)

3 слайд: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «Пищеварительная система»?

Ребята! Молодцы! Вы хорошо справились с нашим блиц- опросом. Для продолжения занятия я попрошу вас объединиться четверками и выбрать капитанов.

Информация о пищеварительной системе часто противоречива. Для выполнения следующего задания попрошу капитанов взять в руки семафорные карточки. Они двухсторонние. Если вы согласны с информацией, поднимаете карточку с зеленым цветом, если не согласны( считаете её фейковой), то красную.

  1. Пищеварительная система человека может переработать до 50 т пищи в год(+)

  2. Пища проходит по пищеварительной системе со скоростью до 7 м/час (+)

  3. У человека две пары слюнных желез (-) ( околоушные, подъязычные и подчелюстные)

  4. Клетки желудка выделяют до 2 л соляной кислоты в сутки (+)

  5. Самый горячий орган человеческого тела поджелудочная железа (-) печень +38

  6. Желудок взрослого человека может растягиваться до размеров футбольного мяча (+)

  7. Если человек висит вниз головой, то пища не сможет дойти до желудка (-) Законы гравитации не действуют, продвижение пищи за счёт перистальтики- попеременного сокращения и расслабления мышц

  8. Длина кишечника среднестатистического человека достигает 10 м (+)

  9. Печень расположена в брюшной полости с левой стороны (-)

  10. Площадь тонкого кишечника составляет 250 м 2 (+)

Ещё 1 интересный факт: за свою жизнь человек потребляет в среднем 2,5 т белка, 1,3 т жира, 17,5 т углеводов и 75 т воды!

У пищеварительной системы есть и свои «Загадочные цифры» Попробуйте догадаться, что они означают. (СЛАЙД 2)

32 (зуба) 3 л (объём желудка), 1,5 кг (вес печени), 25 см (пищевод), 10 м (длина пищеварительного тракта).

И это задание оказалось вам по зубам.

Проверку вы выдержали. Настало время отправиться в путешествие по пищеварительной системе. Первая остановка нашего путешествия- «Отделы пищеварительной системы»

  1. «Отделы пищеварительной системы» ( перевернуть первый лист на лоске- первую станцию путешествия по пищеварительной системе)

1 задание «Корректор» (работа с текстом). Нужно найти ошибки в приведенном тексте, выделить их маркером и исправить. ПОДНЯТЬ СЕМАФОРНУЮ КАРТОЧКУ в случае выполнения задания.

2- лизоцим, 3- углеводы до глюкозы, 7- в тонком кишечнике) (СЛАЙД 3 )



2 задание- выбрать три верно обозначенные подписи к рисунку (СЛАЙД 4 )

1,4,6



3 задание- вставить пропущенные слова или записать цветными ручками ( конверты с текстом и словами ). Наклеить в нужные пропуски ( 4 разных варианта задания). (СЛАЙД 5 как пример: одно из заданий )

  1. «Пищеварение», 2- «Процесс пищеварения в ротовой полости человека», 3- «Роль желудочного сока в пищеварении», 4- «Процессы, происходящие в толстом кишечнике человека»



  1. «Пищеварительные железы и ферменты»( 2 станция путешествия ) перевернуть лист на лоске)

В работе пищеварительной системы принимают участие не только пищеварительный тракт, но и пищеварительные железы внешней и смешанной секреции.

  1. Задание: проанализируйте текст (осмысленное чтение), ответить на вопросы (СЛАЙД 6-7) . Ответы: Позади желудка, 12-перстную кишку, синтез инсулина и глюкагона.



Питание человека должно быть сбалансированным. В пище должны содержаться Б,Ж,У, минеральные соли, витамины и вода, но в некоторых случаях возникает непереносимость какого-либо продукта, например, не вырабатываются ферменты, позволяющие усваивать молоко, а именно молочный сахар- лактозу. (СЛАЙД 8).

  1. Задание: проанализировать диаграмму (лактаза), определить долю людей с непереносимостью лактозы в России ( 20-40 %). А в каих странах мира частота встречаемости гена, блокирующего выработку лактазы, наибольшая? ( Китай, Индонезия, страны Африки и Южной Америки)

  2. Задание: на прилавках продуктовых магазинов можно встретить лактозное и безлактозное молоко ( СЛАЙД 9-10). Какое количество безлактозного молока нужно выпить, чтобы получить столько же углеводов, сколько содержится в 100 г обычного молока? ( 4,8 г в обычном, 3 г в безлактозном. В 100 г обычного 4,8*100г= 480 г, в безлактозном 480:3= 160 г).

НАПИСАТЬ ОТВЕТ НА ЛИСТЕ, ПОДНЯТЬ ПО КОМАНДЕ,



Любой живой организм помимо Б,Ж,У нуждается также и в особых органических веществах, которые являются для него жизненно необходимыми. Что это за вещества? (ПЕРЕВЕРНУТЬ ТРЕТИЙ ЛИСТ НА ДОСКЕ) Кем они были открыты и на какие группы их можно разделить? Существуют ли витамины, которые вырабатываются в организме человека?

  1. «Витамины»



  1. Задание на осознанное чтение текста (СЛАЙД 11)



(Ответы: обеспечение нормальной жизнедеятельности организма; томат, морковь, тыква, хурма, печень морских животных и рыб; Мало Солнца, а витамин Д вырабатывается в коже под действием УФ- лучей).

Какие заболевания могут возникнуть у человека при недостатке жирорастворимых витаминов А и Д?



При изучении темы «Витамины» на уроках биологии в этом году вы развивали креативное мышление и творческие способности, составляя опорные конспекты по всему спектру витаминов (ДОСКА- СТЕНД «ВИТАМИНЫ»). Получилось красочно, информативно и индивидуально.



  1. Задание : ( пользуясь таблицей, ответить на вопрос какие из продуктов позволят увеличить в организме количество каротиноидов, а какие- нет. Отметить галочками. (см. раздатку лист с текстом по витаминам с обратной стороны) (СЛАЙД 12). ( ответы: петрушка, брокколи и облепиха- растительные продукты).



  1. Одним из ценных продуктов питания, богатых полезными веществами, являются яйца. Определите, возможно ли восполнить суточную норму всех витаминов, если съесть яичницу из 10 яиц? (слайд 13)



Витамин А: 0,3*10= 3 мг; Витамин В1 0,07*10=0,7 мг; Д 2*10=20 мг

А и Д- избыток (можно пополнить суточную потребность), В1- недостаток (Нельзя).

Какое заболевание может возникнуть у человека при недостатке витамина С? (СЛАЙД 14)

  1. Прежде, чем отправляться в экспедицию, поездку или поход нужно рассчитать хватит ли продовольствия (СЛАЙД 15).



  • В 1749 году на корабле «Атланта» мореплаватели отправились в путь от берегов Голландии через Атлантический океан. Команда состояла из 43-х человек. Их путешествие продолжалось с мая по октябрь, ровно 6 месяцев. На корабле были запасы продуктов, содержащих витамин С, в количестве 800 кг. Докажите, что все члены команды доплыли до пункта назначения и подтвердите это своими расчётами.

( написать ответ на листе, поднять)

Ответ: с мая по октябрь 184 дня (т.к. в мае, августе и октябре 31 день). Суточная норма 100 мг на человека. 184*100*43= 791 кг 200 г

800 кг-791 кг 200 г= 8 кг 800 г останется



От правильного питания зависит самочувствие человека и продолжительность его жизни.

4 станция «Правильное питание»

( перевернуть лист на доске) (СЛАЙД 16)

1.задание



Ответы: прямая, на 456 ккал/день, углеводов и жиров



2 задание. Полноценное питание включает обязательное присутствие в рационе продуктов и растительного, и животного происхождения, особенно пища, содержащая белок (слайд 17).

В какой рыбе содержание белка максимальное? (лосось)





Ответы: лосось и шпрот; карась и окунь; лосось и шпрот ( оптимальное содержание белка и ккал)

А для людей, ведущих малоподвижный образ жизни? (окунь, карась)



Для того, чтобы находиться в отличной физической форме, нужно не только заниматься спортом, но и правильно питаться, уметь составлять меню, рассчитывать энергозатраты СЛАЙД 18-20)



Ответ: 900 ккал ( 3 ч 20 минут= 200 минут 4,5 ккал/мин)

Куриная лапша, пельмени, салат овощной и клюквенный морс.

Калорийность обеда 575 ккал, не компенсирует.





Закрепление



https://app.unislide.io/my/presentations



Рефлексия

А сейчас настало время

Всё расставить по местам.

И цветами иль плодами

Подвести итоги нам.

Если много есть вопросов,

Нужно повторить урок,

То на дереве познанья

Пусть распустится цветок.

Если было интересно,

Вы работали с желанием,

Пусть украсится плодами

Наше дерево познанья!



Очень приятно, что на нашем дереве познанья сегодня появилось много новых плодов. Это значит, что наше занятие было насыщенным, плодотворным и помогло вам лучше усвоить тему: «Пищеварительная система».

Я благодарю всех ребят за активную работу на занятии. Желаю вам дальнейших успехов в изучении биологии! До новых встреч!































При разработке занятия были использованы задания из открытого банка заданий ФИПИ по формированию естественнонаучной грамотности и сборника В.С. Рохлова по подготовке к ОГЭ по биологии