СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема отсутствия интереса к чтению  у младших школьников была актуальна всегда. Особо остро она наблюдается в наше время...                                                                                                                                                                                                                                                      

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к чтению у младших школьников»

Развитие интереса к чтению у младших школьников –

требование времени.

Перевалова В.С, учитель начальных классов

МОБУ СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина( г.Якутск)

«Чтение – вот лучшее учение»…Всем с детских лет знакомо это высказывание великого русского поэта - классика А.С.Пушкина, и с ним невозможно не согласиться. Знания, любовь к родному языку, умение логически и образно рассуждать воспитываются именно чтением, но, к большому сожалению, в наше время роль книги в жизни современных школьников изменилась, поскольку у нее появилось много сильных конкурентов, таких, как компьютер, планшет, сотовый телефон, телевизор. Сейчас чаще всего в качестве источника информации дети (и не только они!) используют не книги, а гаджеты. Это с одной стороны и хорошо, а с другой стороны - печально. Их вред для здоровья человека , тем более для ребенка, всем известен.

О формировании читательского интереса писали многие ученые, такие, как В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и другие. Для того чтобы вернуть первостепенное значение книги в жизни человека на прежнее место, надо немало потрудиться. Особая роль при этом отводится учителям начальных классов, от которых в значительной степени зависит, полюбят ли младшие школьники чтение. Именно у обучающихся младших классов надо сформировать читательский интерес и заложить прочный фундамент для их развития. Ведь навык чтения – это начало, которое в будущем позволит формировать интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал личности. От читательской культуры зависит вся дальнейшая жизнь подрастающего поколения, соответственно, это повлияет и на будущее всей нашей страны в целом.

Любовь к чтению – это особая привычка, потому что в основе ее лежит желание получать знания, способность уметь ярко излагать свои мысли, думать, представлять в образах то, о чем идет речь, проникать в переживания литературных героев, учиться находить верный путь в решении тех или иных проблем. Научить читать – это наша важнейшая задача, решить которую можно только в тесном сотрудничестве с детьми и их родителями. При этом особая нагрузка должна ложиться на родителей, которые обязаны под чутким руководством учителя приложить немалые усилия для поддержания интереса к чтению дома.И радует, что есть родители, которые справляются с этой проблемой. Есть заинтересованные мамы и папы, начинающие обучать детей читать с раннего детства, много времени проводящие за совместным чтением со своими детьми, дающие возможность развивать их, водя на дополнительные занятия по скорочтению и т.д. В некоторых семьях еще сохранилась традиция читать совместно художественную литературу, обсуждать ее.Тем не менее удивителен тот факт, что,овладев чтением, не все изъявляют должного интереса к книге. Это подтверждает и опрос среди учеников моего класса. Были опрошены 30 второклассников. На вопрос: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», были получены ответы: играть в компьютер и сотовый телефон -40%, смотреть телевизор-27% , гулять на улице с друзьями- 20%, читать книгу-13%.

Чтобы «душа ребенка откликнулась на художественное слово», надо, как писал В.А.Сухомлинский, «суметь затронуть ее струну». И это могут сделать уже только учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы. От того, какой учитель будет обучать детей, зависит многое. Полюбить читать может научить только такой учитель, который заинтересован в этом, любящий детей и свою работу. Для этого главное - умение увлечь обучающихся чтением, заразить их своей любовью к книге! Всем известно, что мальчишки любят озорничать, им нравятся приключения, путешествия, тема войны никого из них не оставит равнодушными. Поэтому учитель может использовать следующий прием: невзначай на уроке, сделав небольшое отступление от темы, вспомнить забавные эпизоды из прочитанных в детстве художественных произведений, например: «Приключения Тома Сойера» или «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, которые богаты интересными историями из жизни знаменитых мальчишек, а затем, заинтересовав, предложить прочитать их дома. Так можно, используя интригу, предлагать прочитать дома разную детскую литературу, которая, как я уверена, оставит отклик в их чистых душах. Девочек можно увлечь произведениями, в которых проскальзывает тема любви. Ни для кого не секрет, что девочки развиваются быстрее мальчиков и чувство влюбленности в представителей противоположного пола начинают испытывать раньше. Можно рассказать о своих детских предпочтениях, о чувствах, испытанных на своем примере. Детям будет любопытно узнать, что так могло понравиться в той или иной книге учителю, (ведь авторитет педагога, которого уважают ученики, весом) и таким образом могут прочитать рекомендованную литературу. Используя такой прием, можно привить хороший вкус к чтению у подрастающего поколения, научить их думать, размышлять, выбирать для себя правильные ориентиры.

К сожалению, содержание наших современных учебников литературного чтения немного отстает от времени. Школьников не привлекают произведения писателей-классиков, вошедшие в них, потому что не соответствуют их нынешним интересам, а современные писатели, видимо, не могут предложить ничего значительного. Поэтому это тоже негативно сказывается на развитии интереса к чтению. Тем не менее опускать руки не стоит, а надо искать такие приемы и формы работы, которые бы способствовали поддержанию интереса к учебному процессу.И в этом нам поможет технология критического мышления. Ее авторы – Чарльз Темпл, ДжинниСтил, Курт Мередит, члены Международной ассоциации чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита.

Что же такое критическое мышление? Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Критическое мышление начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Особенностью этой технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Такое обучение ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с текстом. Восприятие информации проходит в три этапа:

1.подготовительный – стадия вызова;

2.восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

3.присвоение информации – стадия рефлексии. Стадия вызова – мотивационная ( стимулирование интереса к новой теме), информационная( вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникативная( обмен мнениями). Смысловая стадия связана с получением новой информации по теме, ее осмыслением. Стадия рефлексии – обменом мнениями о новой информации, приобретением новых знаний, побуждением к дальнейшему расширению информационного поля и самооценкой обучающихся. Эта технология полностью соответствует требованиям ФГОС, и ее применение превращает наших учеников из пассивных слушателей в активных действующих лиц на уроках. Они думают, делятся своими мыслями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. При этом роль учителя в основном координирующая.

Не маловажную роль играет и разнообразие форм учебной и внеклассной деятельности, например: литературный праздник, литературная игра, викторина, гостиная, театральный фестиваль, диспут, конкурс чтецов, экскурсия. Ведь игровая деятельность – это основная форма деятельности в младшем школьном возрасте. Они интересны и полезны для детей.

Таким образом, для развития интереса к чтению у обучающихся необходимо грамотное планирование учебного процесса и разнообразие форм работы на уроке. Только творчески работающий учитель может увлечь детей книгой и привить правильный читательский вкус.