Развитие критического мышления на уроках английского языка.
Сиваш Т. Н.
МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»
На сегодняшний день термин «критическое мышление» определен как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать, как поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений[1].
Подростковый период - это этап, когда создаются наилучшие условия для развития данного вида мышления. Равные партнерские отношения между учителем и учащимся, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, превращают обучение в совместный и интересный поиск. Кроме того, технология критического мышления позволяет ученику увеличить эффективность восприятия информации и умение работать в сотрудничестве с другими, более ответственно относиться к собственному образованию, а также развивает желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Получая новую информацию, ученик должен научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать ту информацию, получая которую, учащийся осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.
Чтобы развить критическое мышление требуется создание и применение специальных методических инструментов. Например метод «Шесть шляп мышления», опубликованный в 1985 году британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно [2] позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Основой данного метода является идея параллельного мышления. В то время как традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений, параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Для лучшего запоминания методики де Боно взял яркий образ, связав типы мышления с цветными шляпами, поскольку в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Надевая мысленно шляпу определенного цвета, ученик выбирает тип мышления, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.
Белая шляпа: информация.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, учит работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями.
Красная шляпа: чувства и интуиция.
Красная шляпа позволяет увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. У ученика появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, но не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Черная шляпа: критика.
Черная шляпа дает возможность увидеть риски, дать критические оценки,.
Желтая шляпа: логический позитив.
Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, отметить положительные стороны ситуации.
Зеленая шляпа: креативность.
Надев зеленую шляпу, ученик придумывает новые идеи, изменяет и улучшает уже существующие, ищет альтернативные идеи, исследует возможности, тем самым развивая свою креативность.
Синяя шляпа: управление процессом.
Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы: ученик использует ее в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, для обобщения достигнутого и постановки новой цели. [3]
В процессе изучения английского языка можно использовать данную методику при обучении монологическому высказыванию. Рассмотрим применение данной методики на примере текста по теме защиты окружающей среды «Endangered Species. The Loggerhead Sea Turtle» (Spotlight on English 10, Учебник для 10 кл.) [4]. На первом этапе ученикам предлагается прослушать и прочесть данный текст. Затем «надеть красную шляпу» и проанализировать прочитанное, с позиции чувств и эмоций, после этого, «надев черную шляпу» ученик высказывает критику в отношении тех людей, которые отдыхая на морских побережьях, разрушает среду обитания живущих там существ. «Желтая шляпа» позволяет найти вероятные положительные стороны в том, чтобы наслаждаться отдыхом, думая только о себе, а «зеленая шляпа» дает возможность ученику поддержать экологические действия людей по тексту и предложить свои варианты для решения проблемы на побережьях. Завершающим этапом использования методики «Шести шляп мышления» является подведения итога дискуссии о взаимодействии человека с окружающим миром и его влиянии на экологию.
Итак, современная жизнь устанавливает свои приоритеты: становится важным не простое владение разрозненными фактами, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенными знаниями; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Список использованной литературы:
Браус Дж. А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. — NAAEE, 1994.103 с.
Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно Википедия: свободная энциклопедия - : http://en.wikipedia.org/wiki/Six_Thinking_Hats
Колесник В. Шесть Шляп Мышления // Персональный сайт Виталия Колесника. [Электронный ресурс]. URL: http://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/
О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. Английский язык 10 класс. Spotlight on English 10 (Английский в фокусе): учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012/ стр. 59 “Going Green” «Endangered Species. The Loggerhead Sea Turtle»