Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий.
Важнейшей задачей современной системы образования является развитие личности через универсальные учебные действия, обеспечивающие младших школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки учащихся к реальной жизни,
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
- успешно решать жизненные задачи,
- уметь сотрудничать и работать в группе,
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями ;
от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями;
к активному участию школьников в выборе содержания и методов обучения.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• - обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
ТРИ ОСНОВНЫХ БЛОКА УУД
Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика.
•становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю ;
• осознание своей этнической принадлежности;
• развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
• видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла
(т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы
учебно-познавательных и социальных мотивов;
• понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю»;
• стремления к преодолению этого разрыва.
3 Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
• учету позиций, мотивов и интересов при разрешении моральной дилеммы;
• развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок.
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
3.Соревнования.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельная постановка темы , целей, задач урока.
2. Обучение учащихся оцениванию устных ответов .
3. Применять метода «шкалирования» при самооценке работ учащимися.
4. Взаимопроверка письменных работ.
5. Этап рефлексии в конце урока.
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
2. Проектное обучение.
3. Педагогические игры.
4. Схемы-опоры для решения различных видов задач. (На уроках математики ).
5. Различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы ( На уроках русского языка ).
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах.
– форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству.
При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх
2 .В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения:
- дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий;
- формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий,
-доказательства верности или неверности выполненного действия;
- обосновывают этапы решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста» и т. д.
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.