СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста»

Н.С. Вавилова,

педагог доп.образования

г. Ульяновск



РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



В младшем школьном возрасте формируется становление интеллектуального развития ребенка, поэтому важно заложить систему учебных и познавательных мотивов, развивать планирование учебных целей, планирование и оценивание действий и их результат. Важнейшее место в интеллектуальном развитии занимает процесс формирования его логического мышления, в чем и заключается ведущая роль в становлении познавательной деятельности младших школьников. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Результат этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности интеллектуальной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Сформировавшееся логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно осуществлять деятельность.

Актуальность обусловлена важной ролью изучения проблемы развития логического мышления детей младшего школьного возраста; недостаточной разработанностью в научной литературе путей развития логического мышления учащихся на занятиях; созданием условий развития логического мышления младших школьников.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.

Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр, и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1. Предметно – действенное (наглядно – действенное).

2. Наглядно – образное.

3. Абстрактное (словесно – логическое).

Работа проводилась в ЦДТТ №1, г. Ульяновск. Возраст учащихся 8-9 лет.

Для дальнейшего развития логического мышления продолжается работа по развитию умения производить простые логические действия. Задания на классификацию усложняются: они неразрывно связаны с развитием у детей способности строить цепочки логических рассуждений.

Развитие словесно – логического мышления в этом возрасте возможно с помощью заданий на определение истинности или ложности высказывания. Предполагаемые задания: работа с логическими цепочками; работа с анаграммами; работа с числовыми тестами; решение логических задач; ребусы, загадки; задания на нахождение правильного ответа в ряду из ложных и правильных ответов (с объяснениями, почему этот ответ правильный), обучение доказыванию (задачи на достраивание составных высказываний, логические тестовые задачи).

Для выполнения и решения таких задач нам помогают учебные пособия, такие как: М.И.Моро, М.А.Бантова Математика учебник 1-4кл.; М.И. Моро, С.И. Волкова Математика рабочая тетрадь 2ч.; Холодова «Юным умникам и умницам»; Андреева «В мире логики» и др.

Примеры заданий на развитие логического мышления младших школьников:

  1. Продолжи ряд чисел: …, 21,34,47,…,….,

  2. Логическая задача: из палочек сложили фигуру, переложи две палочки, чтобы получилось три треугольника;

  3. Из данных фигур выбрать лишнюю

  1. Магические квадраты

 

1

 

1

 

 

 

 

1





  1. Ребусы и др.

Выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся на занятиях способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

К сожалению, в практике решение задач часто рассматривается только как средство сознательного усвоения учащимися программного материала. И даже проблемы повышенной сложности специальных сборников, предназначенных для внеклассной работы, в основном направлены на закрепление навыков учащихся в решении типовых задач, заданий определенного типа. Между тем функции заданий очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. Виды заданий представлены на рисунке.


Рис. 1. Виды заданий на обучающие,

развивающие, контролирующие функции.

Перед выполнением заданий такого рода, учащимся сначала дается выполнить разминку 3-5 минут, где сам учащийся или взрослый читает вопросы и в быстром темпе на них отвечает. Затем ученик в течении 15 минут выполняет специальные задания, которые стимулируют психические функции и подлежат развитию на данном занятии. При выполнении заданий взрослый только объясняет и направляет. В конце занятия ребенок сам оценивает свою работу путем закрашивания флажка различным цветом.

Поэтому использование педагогом этих форм и методов на занятиях является не только желательным, но даже необходимым элементом для развития логического мышления.

Список литературы:

  1. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 2 класс. М.: «Дрофа», 2018 – 123 с.

  2. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2017

  3. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2016