0
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №68»
Иванова Татьяна Алексеевна учитель-логопед
Развитие математических представлений у детей с нарушениями речи
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей дошкольников – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013г.1 качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Современный этап развития системы образования, а также новые достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблему повышения эффективности процесса обучения и становления ребенка как активного его участника. В этой связи важное значение приобретают вопросы формирования математических знаний у детей с нарушением речи. Дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.
Успехи ребенка в школе во многом определяются его подготовленностью к обучению в ней. Для дошкольников с нарушениями речи решение этих вопросов имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации детей данной категории.
В контексте образования область «Познавательное развитие» выступает именно как предмет общего обучения, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. Неисчерпаем и развивающий потенциал математики в процессе формирования личности, — вносит заметный вклад в становление характера каждого индивида, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Главной общеобразовательной задачей обучения математике остается — способствовать овладению детьми системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Проблема профилактики, ранней диагностики и коррекции нарушений счетных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счёт и различные операции с числовыми величинами.
Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. У дошкольников под влиянием речевых нарушений и особенностей психических процессов возникают трудности в усвоении математических понятий, что может являться предрасположенностью к возникновению дискалькулии. Дискалькулия - частичное нарушение счётной деятельности, проявляющееся в стойких, повторяющихся математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, процессов приёма и переработки сенсомоторной информации, с другой – математической речи, приводящей к снижению уровня культуры познания математики. Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеют большое теоретическое и практическое значение и должны носить такой же целенаправленный, систематичный характер, как профилактика и коррекция нарушений письменной речи, так как успешное овладение счётом и счётными операциями является одним из необходимым условий школьной успеваемости.
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим представляется наиболее целесообразно переход к продуктивной модели образования, ориентированной на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь, которая, включаясь в структуру формирования и развития функций счета, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой — как организатор деятельности счета. В процессе формирования математических понятий наблюдается двойная взаимозависимость: с одной стороны, требуется определённый уровень развития неречевых психических функций, с другой – этот процесс осуществляется на базе речевых умений и навыков, требует определённого словарного запаса, умения называть предметы и явления, подбирать антонимы и синонимы, уметь адекватно использовать математические термины. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.
Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную (речевую) организацию практического задания.
Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело использовать имеющиеся знания, включать их в более сложную деятельность. Представления о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов.
Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно (рассеяно). Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.
Характеризуя восприятие времени дошкольниками этой категории, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Однако, дети с нарушениями речи не могут строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, оценивать время с разных сторон. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).
Важно учитывать следующие важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:
• личностно-развивающую направленность ОД;
•обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;
• развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия;
• соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития;
• особенности общего и речевого развития дошкольников с ОНР (З. А. Михайлова).
В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкийузкий», «толстыйтонкий». Проявляют сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Для дошкольников с нарушениями речи характерны копирование рисунка справа налево, зеркальное письмо, неточное расположение фигуры либо её деталей в пространстве. У дошкольников с речевыми нарушениями затруднены формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, формирование счетных навыков, понимание последовательности счета, поэтому работа по развитию математических представлений у этих детей с использованием рекомендаций программ, созданных для детей массовых детских садов, часто практически невозможна.
Ключевой проблемой дошкольного воспитания на современном этапе является выяснение возможности саморазвития детского интеллекта. Основу данного процесса составляет формирование с помощью взрослых (педагогов, родителей) предпосылок, на основе которых он развёртывается. Н. Н. Поддьяков считает главным средством познания детское экспериментирование. При этом модели и схемы выступают как средства обучения, которые воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и связи. Свойства предметов воспринимаются в соответствии с нормами сенсорной культуры . дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире знаков, символов, обозначений, в связи с этим они поставлены перед необходимостью овладевать ими, уметь использовать их в практической деятельности.
Огромное значение в речевом развитии детей играет коррекционная работа. Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Исследования А.М. Леушиной показали, что выделение множества определенного вида предметов из окружающей обстановки позволяет направить внимание детей на пространственно-количественный анализ, развивать умение абстрагировать одинаковые элементы в единое множество. Речевое оформление результатов практической работы и диалог между детьми для уточнения количества составленного множества не только расширяет словарный запас, но и развивает коммуникативную функцию речи.
Большое значение для развития ребенка имеет выполнение заданий, требующих сравнения двух множеств разных по величине предметов (например, предлагается сравнить по количеству три больших круга и семь маленьких, произвольно расположенных в пространстве). Перцептивные действия, используемые для выполнения подобных заданий, развивают восприятие детей. Их речь становится более осмысленной.
При изучении натурального ряда чисел дошкольники используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Наиболее сложным является грамотное употребление предлогов и согласование слов, поэтому воспитатель должен всегда давать детям правильный образец ответа, проговаривать медленно и четко, выделяя голосом значимые слова, предлоги, немного нараспев произносить окончания существительных и числительных.
Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи и развития психических процессов. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарь, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространенные предложения. Задачи-иллюстрации направлены на создание разнообразных сюжетов при помощи игрушек, что позволяет развивать воображение и учить передавать свой замысел в связной речи. Изменение объема имеет большое значение для сенсорного и интеллектуального развития детей. Дети понимают, что измерить можно не только длину, но и вместимость сосудов.
Для развития словесно-логического мышления выполняются упражнения на классификацию фигур по форме. Из множества геометрических фигур, различных по величине и цвету, нужно выбрать похожие и положить вместе.
Знакомство с основными параметрами протяженности (длины, ширины, высоты) предполагает развитие восприятия размеров на основе расширения чувственного опыта, а также обогащение словарного запаса. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов.
Тщательная работа по изучению геометрических тел позволяет включить уже имеющиеся знания счета, величины и геометрических фигур в новые, измененные условия, что помогает дифференцировать эти знания, делает их более осмысленными, развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления.
Занятия по математике неразрывно связаны с занятиями по развитию речи. Нужно четко проговаривать одни и те же предложения, добиваясь понимания их смысла.
Дети имеют недоразвитие тех или иных психических процессов, т.к. все они в определенной степени тесно связаны с речью. Занятия по математике даются этим детям особенно сложно, но в процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
ЛИТЕРАТУРА
Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). ‒СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена. 2002.
Кондратьева С.Ю.Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 32+7 цв. ил.
Моргачёва И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачёва ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 212с.
Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 187с.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 624с.
Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет) ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 456с.
1 Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013г.