Развитие навыков осознанного чтения у обучающихся с интеллектуальным нарушением
Чтение – один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью, осознанностью. В силу интеллектуального нарушения у обучающихся с умственной отсталостью наибольше страдает качество осознанности содержания текста.
Известно, что сознательность чтения понимают как замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Что вызывает большие трудности у обучающихся с интеллектуальным нарушением. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Обучающиеся испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для детей с интеллектуальным нарушением характерно фрагментарное усвоение читаемого материала.
Учитель начальных классов строит свою работу на уроках чтения так, чтобы каждый ученик хотя бы приближенно осознавал значение основных языковых единиц текста, понимал идейную направленность произведения, его изобразительно-выразительных средства, мог выразить свое отношение к содержанию текста. Эта работа нужная, но долгая и кропотливая, требующая особой подготовке педагога к урокам чтения.
На начало 2023-24 учебного года во 2 классе ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный (10 человек) проведено обучающихся с целью выявления уровня осознанности чтения. Были получены результаты:
высокий уровень – 0%;
средний уровень – 30%;
низкий уровень – 70%.
В течение 2023 – 2024 учебного года с данными обучающимися учитель проводила внеклассные занятия по чтению, на которых обучающиеся читали тексты и проводили их разбор. Занятия учителя включали следующие виды работ:
Подготовка обучающихся к восприятию текста не ограничивается только проведением предварительной беседы, как предлагает методика общеобразовательной школы, а проводится более углубленно, с использованием целого ряда специализированных приемов и методов. Подготовительная работа в работе с детьми с интеллектуальным нарушением требуется создания наглядной конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого.
Важной для понимания читаемого является словарная работа, которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Слова, значение которых может вызвать у школьников определенные трудности, необходимо тщательно разбирать.
Особенно сложным в коррекционной школе является анализ изобразительных средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта умственно отсталых обучающихся не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое.
Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал обучающимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.
Но наиболее эффективными приемами развития осознанного чтения у обучающихся с интеллектуальным нарушением являются, так называемые, дополнительные игровые приемы и упражнения. Приведем примеры некоторых из них:
1. Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; и т.д.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый; и т.д.
4. Путем перестановки букв составь слово.
У к л к б о (клубок), с н о а с (сосна), у п к с (пуск).
5. Раздели слова на смысловые группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
6. Найди четвертое слово.
школа – обучение; больница - ? /доктор, ученик, лечение, учреждение, больной/.
7. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза /корова/.
8. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
9. Найди слово в слове
Гроза, газета, поднос, щепка, кустарник, шоколадка, ярмарка, и т.д.
10. Подбери пару.
Песня верная
Площадь красивая
Подруга большая
Полотенце полосатое
На конец 2023-24 учебного года во 2 классе ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный (10 человек) проведено обучающихся с целью выявления уровня осознанности чтения. Были получены результаты:
высокий уровень – 10%;
средний уровень – 50%;
низкий уровень – 40%.
Коррекционно-развивающая работа на внеклассных занятиях дает положительную динамику развития навыков сознательного чтения у обучающихся, способствует повышению уровня сформированности представлений об окружающем мире, что позитивно сказывается на повышение успеваемости детей по такому учебному предмету, как чтение.
Содержание текста может быть лучше принято и понято слабыми по успеваемости учениками при условии планомерной, систематической коррекционной работы на уроках чтения и внеклассных занятиях.