Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Если в процессе обучения иноязычной устной речи использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.
В языковой области целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.
Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.
Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Предмет иностранный язык в курсе основной школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения иностранного языка.
Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. В этой связи под современными информационными технологиями целесообразно понимать педагогические технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. В сфере обучения иностранному языку появились новые возможности.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития навыков устной речи на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
На сегодняшний день мною активно применяются на уроках английского языка следующие материалы с использованием ИКТ:
Презентации в Power Point для введения и отработки лексического и грамматического материала.
Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал, а также позволяют излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников и привлекать пассивных слушателей.
В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики:

.

Эти задания, представленные с помощью компьютерных технологий, обеспечивают моментальную обратную связь, позволяют экономить время для речевой практики, а также более продуктивно организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом.
Использование презентаций улучшает навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему, я добиваюсь следующих результатов:
• Ученик получает отличную возможность практики самостоятельной речи
• Остальные ученики получают хороший урок аудирования
• Такое задание повысит самооценку у учащегося, а также расширит его кругозор
• Задание будет полезно для тренировки умения представлять информацию перед публикой для тех, чья будущая профессия будет непосредственно связана с разного рода презентациями.
• Это задание является великолепным генератором для спонтанной дискуссии.
В своей работе использую методику обучения устной английской речи с использованием опор (опорных сигналов или конспектов). Практика применения этой методики развития речевых навыков с помощью опор очень эффективна. Но сразу хочу отметить, что высокой эффективности от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения нет, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться.
В ходе работы можно заметить, что опоры развивают у учащихся самостоятельность высказывания, так как говорение на иностранном языке, а именно в монологической форме, представляет большую трудность для детей в этом возрасте. Учащимся очень нравится работать с опорными конспектами, так как они открывают большие возможности в развитии речи говорящего. Безусловно, подсказка в виде различных символов или знаков позволяет управлять высказыванием, но постепенно эта необходимость уменьшается по мере формирования речевого умения. Опоры можно составлять как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности, их можно использовать в рамках одного конспекта, обособленного друг от друга, и во взаимодействии, дополняя друг друга.
Опоры могут содержать определенную информацию в развернутом или сжатом виде. Дети сами стараются создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения.
При составлении опорных конспектов нужно обратить внимание на основные моменты текста, ключевые слова и словосочетания, цифры и даты, имеющие важное значение; простые рисунки, условные обозначения помогают в этом. Затем их расположить в нужной последовательности. Это позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без каких-либо записей, делая речь свободной. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков и побуждает к творчеству. Учащимся самим нравится составлять опорные конспекты к данным учителем текстам. Такой метод работы с опорными сигналами позволяет учащимся не просто заучивать и озвучивать текст, не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим строить высказывания.
Описание животного
Письмо другу


Главной целью нашей работы –формирование компетенций. Следует помнить , что коммуникативная компетенция тесно связана с культуроведческой , а также страноведческой компетенцией на уроке английского языка. Учащимся даётся возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Здесь ИКТ как средство наглядности даёт большие возможности, урок становится более ярким и запоминающимся. По программе изучаются такие темы как « Географическое положение Британии», « Традиции и праздники», « Путешествие по Соединённому королевству» и др. используя возможности компьютера, составляются уроки-презентации. Имея серии уроков по конкретной теме, которые постепенно складываются в систему. На таких уроках показывается большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки , рисунки , комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого ученика в процесс обучения. В конце презентации проводится проверка понимания. Это могут быть вопросы по содержанию увиденного , кроссворд, тест на выбор правильного варианта.



Больщую помощь при развитии навыков устной речи оказывают компьютерные программы Enjoy English.Цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным.
Развитие речевых умений осуществляется на материале серии тематических картинок, текстов монологического и диалогического характера, комиксов, стихов, Power Point - презентаций. Основными заданиями являются следующие:
расположи реплики диалога в логической последовательности;
восстанови в диалоге стимулирующие реплики;
восстанови в диалоге реагирующие реплики;
прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;
составь свой диалог с опорой на диалог - образец;
прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;
соотнеси смысловые фрагменты текста;
выдели в тексте избыточную информацию;
вставь в текст вместо картинок подходящие слова;
восстанови логическую последовательность текста;
ответь на вопросы текста;
добавь информацию, подходящую к тексту;
послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;
послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;
послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;
послушай и восстанови логическую последовательность текста;
Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей. Большинство предлагаемых ЦОРов носят интерактивный характер.
I have _____ , _________ and ___________ for breakfast.
I don’t have ______________ for breakfast.
For lunch I have __________ and _____________ .
I don’t have ___________ for lunch.
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно сделать вывод , что информационно-коммуникационные технологии эффективно применяются для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи и речевой деятельности. Компьютер позволяет предъявлять на экране элементы, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Интерактивные программы помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Для подготовки к речевому высказыванию на уроке используются Интернет-ресурсы, которые не только помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме, но и организовать устное выступление в сопровождении аудио-видео поддержки. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Материалы данной работы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость и могут быт использованы учителями английского языка, заинтересованными в применении информационно- коммуникационных технологий для совершенствования умений иноязычной устной речи школьников.