РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов
Назарова Лина Алексеевна
МБОУ Ширинская СШ №4
имени Героя Советского
Союза А.Е. Толмачева
с.Шира
Основная цель современной общеобразовательной школы – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личностной ответственности учащихся. Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся на развитие у них самостоятельности учебных действий. Освоение оценочного звена деятельности учения может стать основой будущей учебной самостоятельности младших школьников.
В условиях традиционного обучения оценочная деятельность всецело возлагается на учителя. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на них, высказывает свое суждение о результатах учебной деятельности, зачастую не вдаваясь в анализ самого ее хода. Следствием всех этих действий является отметка, как проявление авторитарности педагога. Происходит привыкание учащихся к тому, что их оценивают другие. Учебная деятельность младших школьников, лишенная собственной оценочной активности, одновременно лишается мотивирующей основы.
Цель – рассмотреть развитие оценочной самостоятельности обучающихся в начальной школе.
Задача:
1. Выделить методы и приемы развития оценочной самостоятельности.
Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности.
Оценивание деятельности ребенка ведется с первых дней обучения в школе. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит «хорошо готов к уроку».
Очень важно выделять именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.
Важнейшими целями обновленного образования должны стать развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самореализации, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству, развитие способности к творческой деятельности. Изменение целей и содержания вёдет к необходимости изменения организации контрольно-оценочной деятельности в образовании.
Следовательно, необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию, который позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.
Одним из путей решения вышеперечисленных проблем является развитие оценочной самостоятельности младших школьников. Рассмотрим некоторые практические приемы и методы.
1. «Учись контролировать себя»:
1. Попробуй сам оценить свою работу, часть работы, почувствуй радость (огорчение).
2. Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
3. Что у тебя не получилось? Какие возникли проблемы? (Неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.)
4. Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично).
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый
2. «Светофор».
Зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Можно кружки рисовать на полях тетради. Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
3. Методика: карточка «Успеха».
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Позднее цветовые сигналы могут быть преобразованы в карточку «Успеха».
Методика работы аналогичная: «Рядом с заданием нарисуй кружок зеленого цвета, если считаешь, что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; кружок желтого цвета, если допущена 1-2 ошибки, кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь».
Эффективность данного приема можно проследить на обобщающем уроке, уроках повторения и закрепления знаний. На доске имеется точно такая же карточка, на которой учитель фиксирует результаты всех детей класса. Например: на контроль учителем вынесены задания под № 3, № 5, № 8. После самооценки, (взаимооценки) результаты фиксируются при помощи цветовых сигналов: красных кружков – 4, желтых – 6, зеленых – 10. В поле зрения учителя попадают те учащиеся, которые испытывали затруднения при выполнении заданий.
Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения. Начиная со 2 класса, ученики могут сами принимать участие в разработке критериев оценки учебных заданий; поэтапно оценивают процесс собственной учебной деятельности и результаты выполнения учебных заданий (для этого используются таблицы с этапами и критериями каждого задания); получают достоверную информацию о динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки; учатся выстраивать свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов. Это реализуется посредством выбора учащимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки.
Благодаря дифференциации самооценки и оценки, обучающийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Оценивание учебных достижений учащихся в условиях начальной школы ориентировано на эффективное обучение ребенка, и позволяет осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. Учителю обратная связь даёт информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей.