«РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»
Черняк Анастасия Дмитриевна,
Учитель начальных классов,
«МБОУ Ширинская СШ №4
Имени Героя Советского Союза
А.Е. Толмачева»,
Начальное образование
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
ВВЕДЕНИЕ
Система оценивания занимает важное место в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который направлен на обеспечение формирования «критериальной оценки результатов» образовательной программы начального образования. Стандарт обязывает сформировать у обучающихся самостоятельность в учебной деятельности и определении ее результатов. Поэтому возникает необходимость в создании методов формирования оценочной самостоятельности младших школьников.
Цель – рассмотреть методы оценочной самостоятельности в начальной школе.
Задача: рассмотреть развитее оценочной самостоятельности обучающихся в начальной школе.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика развития оценочной самостоятельности учащихся является способом организации оценочной деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе. В основе методики развития оценочной самостоятельности лежит стратегия критериальной оценки учебной деятельности младших школьников для развития их субъектной позиции. Методика ориентирована на развитие оценочной самостоятельности обучающегося в учебном процессе посредством развития общеучебных умений аналитического и оценочного характера, учебной мотивации в их взаимосвязи и рефлексии. Она реализуется посредством выбора обучающимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки, предполагает использование многомерных шкал, позволяющих на основании выполнения детьми учебных заданий оценивать уровни развития критериев оценочной самостоятельности путем сравнения результатов выполнения учебных заданий в прошлом и сейчас с помощью диагностических карт учителя и карт учебных достижений обучающихся.
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
- сравнение обучающимся своих достижений;
- сравнение обучающимся достижений прошлых и настоящих и выработка на этой основе конкретной самооценки.
Методы критериальной оценки результатов учебной деятельности. При критериальных методах оценивания учебных достижений младших школьников в качестве предмета оценивания выступают основные результаты обучения в начальной школе, сформированность универсальных учебных действий. Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися.
Данный метод критериальной оценки предполагает объективацию критериев оценивания. Например, учитель в тетрадях детей выражает своё отношение к работе (с положительной эмоциональной окраской): «Молодец!», «Ты очень хорошо постарался, умничка!», «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!» Также использование критериального оценивания позволяет детям определять границу своего незнания, при этом не испытывать тревожности.
Приёмы: введение критериальных шкал для оценивания - «волшебные линеечки»; введение перечня критериев для оценки «зачтено» в оценочных листах предметных умений.
Эталонный метод (сопоставление с эталоном). Приёмы: «Найди ошибку» (дети сопоставляют свои действия с заданным образцом, учатся обнаруживать сходство и различие; эталонный ответ успешного ученика по вопросу с последующим правом консультирования.
Рефлексивный метод (самоанализ и самооценка).
Не менее четверти всего времени, отводимого на образовательную деятельность, должно посвящаться рефлексивной деятельности, благодаря которой возможны личностные универсальные умения обучающихся.
Приёмы: заполнением карточек для рефлексии по уроку; ведение тетради достижений обучающихся по всем учебным предметам начальной школы.
Таким образом, формирование у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если будут разработаны методы и приемы развития оценочной самостоятельности: критериальные методы оценивания, направленные на развитие самооценки; методы критериальной оценки результатов учебной деятельности, рефлексивный метод.
На основании вышеизложенного, сделаем выводы по первой главе.
1. Учебная деятельность - это деятельность, в содержание которой входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность формируется в младшем школьном возрасте, это развивающийся и ведущий вид деятельности, где младший школьник - ее субъект, который развивается в ходе данной деятельности.
2. Оценочная самостоятельность является важным компонентом учебной деятельности в начальной школе, условием становления субъектной позиции ученика, мы определяем ее как самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание на основе собственных знаний и умений, умение учиться, расширять знания и способности по инициативе субъекта (младшего школьника).
Критериями развития оценочной самостоятельности обучающихся являются: развитие общеучебных умений аналитического и оценочного характера, уровень рефлексии.
3. Методика развития оценочной самостоятельности учащихсяявляется способом организации оценочной деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе. В основе методики развития оценочной самостоятельности лежит стратегия критериальной оценки учебной деятельности младших школьников для развития их субъектной позиции. Методика ориентирована на развитие оценочной самостоятельности обучающегося в учебном процессе посредством развития общеучебных умений аналитического и оценочного характера, учебной мотивации в их взаимосвязи и рефлексии. Формирование у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если будут разработаны методы и приемы развития оценочной самостоятельности: критериальные методы оценивания, развитие общеучебных умений аналитического и оценочного характера, рефлексивный метод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.