СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«развитие оценочной самостоятельности обучающихся как средство достижения планируемых результатов в начальной школе.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««развитие оценочной самостоятельности обучающихся как средство достижения планируемых результатов в начальной школе.»»


«РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»












Черняк Анастасия Дмитриевна,

Учитель начальных классов,

«МБОУ Ширинская СШ №4

Имени Героя Советского Союза

А.Е. Толмачева»,

Начальное образование








2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7



ВВЕДЕНИЕ

Система оценивания занимает важное место в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который направлен на обеспечение формирования «критериальной оценки результатов» образовательной программы начального образования. Стандарт обязывает сформировать у обучающихся самостоятельность в учебной деятельности и определении ее результатов. Поэтому возникает необходимость в создании методов формирования оценочной самостоятельности младших школьников.

Цель – рассмотреть методы оценочной самостоятельности в начальной школе.

Задача: рассмотреть развитее оценочной самостоятельности обучающихся в начальной школе.


МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика развития оценочной самостоятельности учащихся является способом организации оценочной деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе. В основе методики развития оценочной самостоятельности лежит стратегия критериальной оценки учебной деятельности младших школьников для развития их субъектной позиции. Методика ориентирована на развитие оценочной самостоятельности обучающегося в учебном процессе посредством развития общеучебных умений аналитического и оценочного характера, учебной мотивации в их взаимосвязи и рефлексии. Она реализуется посредством выбора обучающимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки, предполагает использование многомерных шкал, позволяющих на основании выполнения детьми учебных заданий оценивать уровни развития критериев оценочной самостоятельности путем сравнения результатов выполнения учебных заданий в прошлом и сейчас с помощью диагностических карт учителя и карт учебных достижений обучающихся.

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:

- сравнение обучающимся своих достижений;

- сравнение обучающимся достижений прошлых и настоящих и выработка на этой основе конкретной самооценки.

Методы критериальной оценки результатов учебной деятельности. При критериальных методах оценивания учебных достижений младших школьников в качестве предмета оценивания выступают основные результаты обучения в начальной школе, сформированность универсальных учебных действий. Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися.

Данный метод критериальной оценки предполагает объективацию критериев оценивания. Например, учитель в тетрадях детей выражает своё отношение к работе (с положительной эмоциональной окраской): «Молодец!», «Ты очень хорошо постарался, умничка!», «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!» Также использование критериального оценивания позволяет детям определять границу своего незнания, при этом не испытывать тревожности.

Приёмы: введение критериальных шкал для оценивания - «волшебные линеечки»; введение перечня критериев для оценки «зачтено» в оценочных листах предметных умений.

Эталонный метод (сопоставление с эталоном). Приёмы: «Найди ошибку» (дети сопоставляют свои действия с заданным образцом, учатся обнаруживать сходство и различие; эталонный ответ успешного ученика по вопросу с последующим правом консультирования.

Рефлексивный метод (самоанализ и самооценка).

Не менее четверти всего времени, отводимого на образовательную деятельность, должно посвящаться рефлексивной деятельности, благодаря которой возможны личностные универсальные умения обучающихся.

Приёмы: заполнением карточек для рефлексии по уроку; ведение тетради достижений обучающихся по всем учебным предметам начальной школы.

Таким образом, формирование у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если будут разработаны методы и приемы развития оценочной самостоятельности: критериальные методы оценивания, направленные на развитие самооценки; методы критериальной оценки результатов учебной деятельности, рефлексивный метод.

На основании вышеизложенного, сделаем выводы по первой главе.

1. Учебная деятельность - это деятельность, в содержание которой входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность формируется в младшем школьном возрасте, это развивающийся и ведущий вид деятельности, где младший школьник - ее субъект, который развивается в ходе данной деятельности.

2. Оценочная самостоятельность является важным компонентом учебной деятельности в начальной школе, условием становления субъектной позиции ученика, мы определяем ее как самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание на основе собственных знаний и умений, умение учиться, расширять знания и способности по инициативе субъекта (младшего школьника).

Критериями развития оценочной самостоятельности обучающихся являются: развитие общеучебных умений аналитического и оценочного характера, уровень рефлексии.

3. Методика развития оценочной самостоятельности учащихсяявляется способом организации оценочной деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе. В основе методики развития оценочной самостоятельности лежит стратегия критериальной оценки учебной деятельности младших школьников для развития их субъектной позиции. Методика ориентирована на развитие оценочной самостоятельности обучающегося в учебном процессе посредством развития общеучебных умений аналитического и оценочного характера, учебной мотивации в их взаимосвязи и рефлексии. Формирование у младших школьников оценочной самостоятельности на уроках будет успешным, если будут разработаны методы и приемы развития оценочной самостоятельности: критериальные методы оценивания, развитие общеучебных умений аналитического и оценочного характера, рефлексивный метод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.