СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие педагогического мастерства учителя

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены понятие «педагогического мастерства» и возможности развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Развитие педагогического мастерства учителя»

Развитие педагогического мастерства педагога


Аннотация. В статье рассмотрены понятие «педагогического мастерства» и возможности развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, умение педагога, профессионализм, внедрение нового образовательного стандарта.


Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности…

А.С. Макаренко


Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Введение Государственного образовательного стандарта основного общего образования предъявляет новые требования к личности учителя и уровню его мастерства. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень, мастерство, т.к. от его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Феномен педагогического мастерства является одним из тех феноменов, без исследования которых невозможно говорить о таких важнейших категориях педагогики как педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность. В разное время понятие педагогическое мастерство рассматривали в своих работах Ю. П. Азаров, Р. А. Валеева, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Я. Корчак, Л. И. Маленкова, А. С. Макаренко, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др. Исследуя понятие «педагогическое мастерство», каждый из учёных акцентирует внимание на той или иной грани этого сложного феномена. С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой-либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле». [3]

Цель статьи - предложить варианты развития педагогического мастерства учителя музыки в условиях внедрения образовательного стандарта.

Исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки и воспитательные мероприятия, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие вечера, участия в экспертных комиссиях, и апробации учебников рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, все перечисленное выше представляется как праздник общения, плодотворная почва для профессионального и личностного роста, формирования творческого потенциала.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности, а этому способствуют курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, массовых открытых онлайн-курсах и т.д. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Кроме того в палитру педагогического мастерства входят несколько компонентов по формированию предметных компетенций, в частности, на уроках музыки. Изучение образовательной отрасли «Искусство» должно обеспечить развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Д. Аллен и К. Раин выделяли несколько приёмов в работе со школьниками. Одним из них является варьирование стимуляции учащегося, которое может выражаться в отказе от монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении учителя в классе. Кроме того можно использовать захватывающее начало, малоизвестные факты, оригинальные или парадоксальные формулировки проблемы и многое другое для привлечения интереса школьника. Не менее важным в формировании предметных компетенций на уроках музыки является подведение итогов занятия или его отдельной части. Значительную роль играют физкультминутки, невербальные средства коммуникации (взгляд, мимика, жест).

В комплексе со всеми приёмами формирования компетенций активно помогает искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. Отрицательное подкрепление - негативное отношение к ответу ребёнка (но не к нему самому) может заключаться в недовольной интонации или нахмуренных бровях. Положительный метод подкрепления (улыбка, доброе слово, похвала) достаточно эффективен и ведёт к закреплению у ребёнка последовательности действий, хороший, правильный ответ всегда ведёт к поощрению.

Не менее важна в процессе формирования компетенций на уроках музыки и система постановки наводящих вопросов, вопросов проверочного характера, а также вопросов, подводящих учащегося к обобщению изученного учебного материала.

Огромное влияние на формирование предметных компетенций оказывает стимулирование творческой активности посредством использования задач дивергентного типа. Специфика дивергентных задач заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько и даже множество верных ответов. Этот вид задач обычно квалифицируется как творческий и тесно связан с воображением. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхувствительность и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности на уроках музыки.

Для выработки предметных компетенций весьма существенное значение имеет определение сосредоточенности внимания, степени включённости ученика в умственную работу по внешним признакам его поведения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление чувства усталости.

Не менее важны в практике формирования предметных компетенций использование иллюстраций и примеров, а также использование приёмов повторения.

Музыкальное обучение невозможно свести к спонтанному знакомству с произведениями, ответами на вопросы и комментариям учителя. Современный урок музыки - это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыке, восхищения вокальными и инструментальными произведениями. Учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающих смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроках музыки. Нет ничего скучнее, чем однообразие постоянное повторяющихся традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На уроках музыки использую разные методы и приёмы активизации творческих проявлений, способствующих формированию предметных компетенций. Формы заданий, формирующих эти компетенции, весьма разнообразны: написание мини – сочинений, размышления о музыке, эссе. Интересны в работе описания музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения. Развивает творческую фантазию школьников приём «Рисуем музыку». Очень удобен в работе приём написания тестов, кроссвордов и ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты, музыкального произведения и т.д. Хорошо воспринимаются школьниками различные вариации игровых форм работы (проведение музыкальных викторин, составление и проведение музыкально – дидактических игр). Использование смежных видов искусств активизирует процесс формирования предметных компетенций через инсценирование песни, её театрализацию, через использование ритмопластики.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Гвалдин А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского// Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 29-33.

2. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Емельянова Л. Н. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования// Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 171-173.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия, 1973. – 928 с.

4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001. – С.218.

5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии// Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138.