ОСП Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 31 «Улыбка»- детский сад «Теремок»
Консультация для родителей
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников».
Вос-ль: Васильева Т.В
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В экологическом воспитании большую роль играют методы работы с детьми, с помощью которых через разные виды деятельности у них формируется осознанно-правильное отношение к природе. К таким методам относятся: систематизированное наблюдение, опытная работа, экспериментирование, моделирующая деятельность, направленное общение, труд в природе.
Игровая деятельность позволяет отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием. Возможности наблюдений дополняют методы опосредованного знакомства с природой: чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, использование наглядных пособий. С их помощью дети выходят за рамки непосредственно воспринимаемого, существенно расширяют кругозор, знакомятся с необычными или недоступными для наблюдения явлениями.
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через познавательно - исследовательскую деятельность.
Исследуя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, он учится учиться. Систематические занятия по развитию познавательно – исследовательской деятельности во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве.( возникает простейшее выделение предметов по цвету, форме, назначению).
Исследование можно включать и в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Специально созданная развивающая среда в детском саду способствует опосредованному обучению и развитию познавательно – исследовательской деятельности детей.
Познавательный характер занятий стимулирует у детей развитие эмоционально положительного отношения к природе, способствует становлению природоведческого сознания.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
«Организация детского экспериментирования».
1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.
Для проведения познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности в каждой группе детского сада необходимо иметь «Сундучок исследователя».
Для детей 3 – 5 лет в «Сундучок исследователя» есть: бумага разного сорта; бусины, пуговицы, вата, ватин, синтепон, веревки, шнурки, тесьма, нитки; винтики, гайки, шурупы, пищевые красители; глина, песок, деревянные катушки; дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками; емкости разного размера, камешки разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло; оборудование для ухода за растениями, опилки; палочки ватные, песок, вода, пластиковые бутылки разного размера, полиэтиленовые пакеты, пробки, пух, перья, разноцветные прищепки, разноцветные резинки; резиновые мячи, шары; семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; спилы дерева; трубочки, упаковки от киндер-сюрпризов; фотопленки и т.п.
Для детей 5 – 7 лет в «Сундучок исследователя» есть: банки, бутылки, крышки разных размеров; бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки); бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры; ведра, тазы, ванночки; весы, взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, галька, гравий; губки, деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки); дневники наблюдений за посадками, иллюстрированный материал, настольно - печатные игры, календари (отрывные, перекидные, природные, погодные), карта мира, литература (справочники, энциклопедии, атласы); картотека опытов; клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок; коллекции различного содержания, кораблики, крупы; магниты, мелкие игрушки для обыгрывания, мерные ложки, монеты, железные предметы; палочки для мороженого; пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл; пищевые красители, растворимые продукты; пластилин, стеки; половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет; пооперационные карты опытов; природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой); прихватки, пинцеты с закругленными концами; пробки, пуговицы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки); резиновые груши разного объема, резиновые и пластиковые перчатки, резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля; рулетка, портновский метр, линейка, треугольник; свеча в подсвечнике; сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки; соль, сахар; степлер, дырокол, ножницы; тальк, детский крем; тематические материалы (транспорт, океан, лес); терка, технические материалы (гайки, болты) в контейнере; увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки; часы (механические, песочные, капельные, водные) и т.п.
Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания, у детей появляется активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Также в процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта.
Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
совместная деятельность детей;
совместная деятельность детей с родителями.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру .
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Экологические проекты в ДОУ.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.