Развитие познавательного интереса учащихся спецклассов через внеурочную деятельность и эксперимент.
Слайд 1
Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис « человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я создаю условия, при которых у учащихся появляются потребности « включения» в активный процесс познания. В 7-8 классах приоритетным считаю развитие познавательного интереса учащихся.
Ведь от решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку именно интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника.
Считаю, что решению этой проблемы способствует внеурочная деятельность учащихся, основой которой на ступени 7-9 является развитие экспериментальных умений.
Обучение при помощи экспериментальных методов, даёт возможность проиллюстрировать установленные в науке законы и факты в доступной для учеников форме, с их помощью можно показать применение изученных физических явлений в быту и технике.
Решение экспериментальных задач , постановка простых опытов повышает интерес к изучаемому предмету в целом и к рассматриваемому явлению в частности, также эксперимент делает изучаемое явление более доступным.
Я хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении, рассказать о тех направлениях работы, которые стали уже традиционными.
В нашем лицее в каждой параллели 7-10 открыты специализированные классы, именно в них я имею возможность наиболее полноценно работать над развитием экспериментальных умений и навыков учащихся, так как там есть возможность в вести дополнительные курсы.
Для учащихся 7-8, обучающихся по программе 2ч физики в неделю, мной создан спецкурс «Физика в экспериментах и задачах»,на котором мы изучаем с одной стороны методы решения задач повышенного уровня сложности, решаем олимпиадные задачи, что способствует более удачному участию в олимпиадах. Но большая часть времени (60% ) курса занимают именно экспериментальные задания.
Слайд 2, 3
На первых занятиях курса, посвященных эксперименту, мы с учащимися разбираем понятие творческого эксперимента, как задачи, в которой дан некий набор оборудования, которое можно использовать в эксперименте, дан объект исследования, сформулирована конечная цель, однако не даны чёткие однозначные инструкции, следуя которым можно было бы добраться до конечной цели. Это принципиально отличает эти задания от лабораторных работ урока, где дан порядок действий.
Учащиеся с моей помощью составляют алгоритм решения экспериментальной задачи.
Слайд4
Далее, в каждой теме, параллельно изученным темам на уроках учимся решать эти виды задач, сначала рассуждая вместе, потом в группах, проводя обсуждения, выбирая лучший метод решения, сравнивая результаты решения разных групп.
При этом ребята учатся оценивать результат на достоверность, рассчитывать погрешности измерения, а также учатся планировать свою деятельность, организовывать сотрудничество при работе в группе , отстаивать свою точку зрения и т.д.
Я собрала достаточно большой банк экспериментальных заданий, который постоянно пополняю. Эти задания не требуют сложного оборудования, но способствуют развитию как предметных так и метапредметных УУД.
Слайды 5-12
По окончанию блока занятий подводим итоги, отвечая на вопросы
Что такое экспериментальная задача?
Зачем надо уметь решать экспериментальные задачи?
Учащиеся в группах придумают задачи для других групп.
Следующий блок занятий посвящен заданиям исследовательского характера. Структура заданий работ составлена в соответствии со структурой экспериментального задания ОГЭ.
Слайд 10-12, такая работа способствует тому, что дети свободно пользуются измерительными приборами, к концу 9 класса у них практически отработана экспериментальная задача 23 ОГЭ, и подготовка к ней не требует больших усилий и затрат времени.
В моих рабочих программах, рассчитанных на 3 часа, в конце каждой темы есть уроки решения экспериментальных задач, также добавлен цикл уроков физического практикума в конце курса 7 и 8 классов. Обычно эти работы учащиеся выполняют в группах или парах. Считаю, такие занятия способствуют активизации познавательной и мыслительной активности учащихся, формированию практических умений и навыков, учат оценивать результаты, анализировать, обобщать, что приводит к улучшению качества знаний, развиваю творческих способностей и коммуникативных навыков.
К разработке этого курса меня подвигло участие в осенней школе ТЮФ, организованной центром развития творчества детей и юношества, проводимой в г. Новосибирске.
Первый раз мы участвовали 4 года назад. Мы очень волновались, усиленно готовились. На осенней школе ребята побывали на интересных мастер-классах, на второй день наша команда «Молния» успешно выступила в конкурсе «Объясни явление», заняла 2 место, Молчанов Сергей, сейчас ученик 10а специализированного класса, а тогда ученик 7 класса занял 1 место в олимпиаде «Решение качественных задач». На следующий год ребята уже с нетерпением ждали этого турнира, выбирали лучшие опыты, готовились к выступлению, в 2015 году мы были уже первыми.
В 2016г участие в турнире стало « престижным», отбор учащихся для команды проводился на конкурсной основе, предварительно проводила конкурс предлагаемых учащимися экспериментов для домашнего задания. Среди желающих войти в состав команды, вела отборочные игры по аналогичной форме. Команда была сформирована из лучших игроков 8а и ребят, представивших самый интересный эксперимент. Такая система работы принесла положительный результат: наша абсолютно новая команда, сформированная из учащихся специализированного 8а класса, стала победителем турнира «Объясни явления» в своей группе, награждена грамотами «За лучший эксперимент». Очень жалко, что в этом году не проводился ТЮФ, наша команда готовилась к выступлению. Но в этом году мы решили провести по аналогичной форме районные игры, приглашаем все учебные заведения к участию, сейчас веду подготовку к этой игре на курсе среди учащихся нынешнего 8а класса.
Эти мероприятия очень важны для ребят, они остаются на долго в памяти, а также являются толчком к участию в исследовательских работах и конкурсах, так например, в прошлом году учащийся 8а класса Набока Евгениий, посетив на занятие «Оптика», заинтересовался природой цвета и мы с ним выполнили исследовательскую работу «Природа цвета», с которой он выступил на районной научно-практической конференции и стал лауреатом.
Ребята, прошедшие через ТЮФ «влюбляются», в дальнейшем они- лауреаты конференции к «Вершинам знаний», активные участники предметных конкурсов и олимпиад.
Например, мои учащиеся спецклассов и физмат групп, уже традиционно шестой год участвуют в интернет олимпиаде по физике, организованной Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) и Национальным исследовательским университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики (НИУ ИТМО). (№18). Первые участники этой олимпиады уже закончили в этом году 11 класс и их успешному окончанию, я считаю также способствовали навыки приобретаемые в ходе участия в олимпиаде.
(Слайды, рассказ о олимпиаде)
Также, выходом спецкурса «Физика в экспериментах и задачах» является игра «Старая мельница» (оболочка игры была разработана совместно с учителем физики МКОУ СОШ № 105 И.Н. Кондус), которая уже традиционно проходит в предметной неделе. На игру выставляю свою команду из ребят 7 класса, посещавших спецкурс, и приглашаем команды из других образовательных учреждений г. Купино, с. Багана, сел района, участвующих в программе «Специализированные классы». Информационную часть, и опыты для этапа игры «Объясни явления» готовят учащиеся 8 класса, в жюри привлекаю старшеклассников из физических групп; (видеофрагмент игры на диске).
Конечно, эта работа требует сил и времени, но приносит свой результат, В 9 классах учащиеся постоянно выбирают физику для итоговой аттестации и успешное ее проходят.
Учебный год | класс | Кол-во уч-ся | Средний балл | Наивысший балл | Качество, % | Успева-емость,% | Подтвердили годовую оценку (кол. учащихся) | Повысили (кол. учащихся) | Понизили (кол. учащихся) |
2016-2017 | 9а ,9б 15 уч. | 11 | 25 | 31 Деревянченко Полина , Чичин Влад | 81,8 | 100 | 9 | 2 | - |
| |
Эти ребята становятся основой физических групп и классов(13 из 15 сдающих ОГЭ по физике сейчас обучаются в специализированном 10а классе) далее в старшей школе продолжают учиться в классах и группах с углубленным изучением предмета и потом успешно сдают ЕГЭ, поступают в технические ВУЗы .
Считаю, что такая работа способствует развитию устойчивого интереса учащихся к предмету, расширению и углубление знаний учащихся по программному материалу; развитие творческих способностей и мышления у учащихся; Также позволяет Выявить одарённых детей и развить их творческие индивидуальные способности. Воспитать у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия, что от нас и требует современное общество.