СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности»»









Опыт работы по теме:

«Развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности»




Выполнила:Хатухова Н.М.
















Содержание


Введение 3

1. Теоретическое обоснование необходимости формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования 6

2. Практическое обоснование проблемы развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности 8

3. Особенности экспериментирования в младшей группе 14



«Умейте открыть перед ребёнком

В окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё

раз возвратиться к тому, что он узнал»


Сухомлинский В.А.


Введение


Актуальность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Среди возможных средств развития дошкольников мыслительной активности особое внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.

Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования.

Объект исследования – процесс развития экспериментальной деятельности в условиях детского сада.

Предмет исследования – приемы практического взаимодействия при ознакомлении детей с элементарными естественнонаучными представлениями.

Я выдвинула Гипотезу – специально организованная работа, основным содержание которой является экспериментальная деятельность, способствует активизации мыслительных процессов у детей

В соответствии с целью мною были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в деятельности экспериментирования.

2. Провести диагностику на выявление уровня сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста, провести итоговую диагностику.

3. Формировать навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

5. Воспитание интереса к познанию окружающего мира.

Выбрала следующую систему работы:

1. Провести диагностику уровня развития познавательных активности дошкольников.

2. Создать условия для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)

3. Организовать с детьми совместные исследования в повседневной жизни.

4. Провести беседы, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.

5. Осуществить сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий


1. Теоретическое обоснование необходимости формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования


Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё на долго и прочно, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей .

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а впервые три года – практически единственный способ познания мира.

Ребёнок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес в различной исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

2. Практическое обоснование проблемы развития познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому для меня очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Главное провести их в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. По мнению Н.Н.Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.

Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах – развивают его познавательный интерес, являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Поэтому в работе делаю акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Свою работу начала с анкетирования родителей, где выявила их отношение и роль в развитии поисково-исследовательской деятельности в семье. Обработка результатов анкетирования выявила, что 34% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 27% – поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, 24% – поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают эмоциональную поддержку, включаются в совместную деятельность, 15% – не считают видом деятельности.

Диагностика детей в младшей группе по методике (Л.Н. Прохоровой) «Выбор деятельности» на предпочитаемый вид деятельности показала, что 33% выбрали игровую деятельность, 17% – изобразительную, 21% – конструирование, 17% – исследовательскую, 12% – чтение книг. На основе диагностики, наблюдений выявила степень популярности экспериментальной деятельности среди детей. Это дало дальнейшее направление в моей д работе.

Диагностика детей в младшей группе на начало года по методике В.С Юркевич, Ю.А. Барановой «Любознательный, активный» показала, что высокий уровень познавательной активности имеют 11%, средний – 33%, низкий – 56%.

На основе диагностики, наблюдений выявила степень популярности экспериментальной деятельности среди детей. Это дало дальнейшее направление в моей работе.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, решила адаптировать практический материал к условиям своей группы. Распределила подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для дошкольников, обобщила и систематизировала материал по опытнической деятельности./Приложение/

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оформила предметно-развивающую среду. Создала уголок «Детская научная лаборатория», подобрала коллекцию камней, ракушек, природного материала. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, на подносе;

- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

- клади на место все материалы по окончании работы.

Мною был сформирован примерный перечень материалов для исследований. Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1. о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2. о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

3. о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

4. о строении тела человека

6. о предметном мире

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко – низко, близко – далеко, мягкий – твёрдый, тёплый и прочее).

Экспериментирование провожу в различных видах непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности. Первоначально учила детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под своим руководством, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносила в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми на занятиях или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок.

Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные опыты становятся играми – опытами, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыта детям предлагаю задания от имени сказочного героя. Игровые персонажи в процессе совместной деятельности моделируют проблемные ситуации. В дальнейшем, дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы.

При проведении экспериментов придерживаюсь следующей структуры:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Эксперименты делю на индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По способу применения эксперименты делю на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты провожу тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях, лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте имеет свои особенности:

  1. Нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

  2. Обязательно проговариваю свои действия вслух (речевое сопровождение)

  3. Учитываю право ребёнка на ошибку

  4. Учитываю возрастные особенности детей

  5. Учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

  6. Не сдерживаю инициативу детей.

  7. Не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах.


3. Особенности экспериментирования в младшей группе


Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий я решала следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему куличик не получается?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе.

Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.


№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Образовательные области по ФГОС, задачи.

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

«Свойства песка»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка, показать ,что песок состоит из мелких частиц.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: Расширять словарный запас.

Путём экспериментальной деятельности учатся устанавливать причинно-следственные связи

№2

«Отпечатки наших рук»

Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: Расширять словарный запас.

Путём экспериментальной деятельности учатся устанавливать причинно-следственные связи

№3

Почему не получился куличик

Закрепить знания о сухом и мокром песке

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Воспитывать интерес к окружающему миру. Коммуникация: Расширять словарный запас.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи.

№4

«День рожденья куклы Маши»

Закрепить знания о влажном песке.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Воспитывать интерес к окружающему миру. Коммуникация: Расширять словарный запас.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Октябрь

№1

«Узнаем, какая вода»


выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установили что, вода прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества

№2

«Разноцветная водичка»

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, вода может растворять красители.

№3

Изготовление цветных льдинок

Формировать представление детей о свойстве воды – возможность окрашивания и превращения в лед.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, вода может растворять красители и под действием температуры превращаться в лёд.

№4

Пар - это тоже вода.

Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, вода может превращаться в пар.

Ноябрь

№1

Тема: « Воздух есть везде»




Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Определить действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать.

№2

Тема: «Море – игра с корабликами»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением;

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, ветер – это движение воздуха.

№3

«Буря в стакане»»


Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, что человек дышит воздухом

№4

«Мой веселый

Формирование понятий упругий, лёгкий; (Мяч всплывает: он легкий.)

(Мячик выскакивает на поверхность воды, в нем воздух, а он легче воды

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь .

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, мяч наполнен воздухом, он лёгкий.

Декабрь

№1

«Такие разные снежинки»


В процессе экспериментирования показать детям, что нет одинаковых снежинок.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём рассматривания убедились, что одинаковых снежинок нет

№2

Тема: «Снег холодный и белый »


В процессе экспериментирования выявить свойства снега.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать.

№3

«Снеговик»


В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, снег при комнатной температуре тает и превращается в воду.

№4

«Что такое лёд»

В процессе экспериментирования познакомить детей со свойствами льда

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что, лёд – это замёрзшая вода. Он твёрдый, холодный, хрупкий

Январь

№1

«Таяние льда в воде»


В процессе экспериментирования познакомить показать взаимосвязь (чем больше льда, тем больше получится воды)

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители что лёд тает в воде, чем больше льда ,тем больше воды

№2

«Цветные льдинки»




В процессе экспериментирования показать детям как при низкой температуре вода замерзает, превращается в лёд. Закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь Познакомить детей с значением слова температура;.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что окрашенная вода под действием температуры превращается в лёд.

№3

Какими бывают камни?

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители разнообразие камней

Февраль

№1

Сказка о камешке

Показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители зависимость веса камня, от размеров.

№2

«Волшебный камешек»

Мокрые камни меняют свой цвет

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители ,что мокрые камни меняют цвет.

№3

Теплый камешек

Сформировать представление о том, что на солнце камни нагреваются

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что на солнце камни нагреваются

№4

Прочный камень

Сформировать представление о свойствах камня

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что камни прочные.

Март

№1

«Солнечные зайчики»


Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что солнечные зайчики это отражение солнца от блестящей поверхности.

№2

«Огород на окне»


Показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: знакомить детей с предметами живой природы Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что под действием солнечного света и воды перья лука начинают расти

№3

«Веточка березы»


Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: знакомить детей с предметами живой природы Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что под действием солнечного света и воды раньше распускаются почки..

№4

«Огород на окне. Волшебные семечки»


Показать значение воды, почвы и света в жизни растений, дать представление о том, что из семян можно вырастить рассаду растений.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: знакомить детей с предметами живой природы Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что в почве под действием солнечного света и воды можно вырастить растения

Апрель

№1

«Проращивание фасоли»


Расширить представления детей о росте растений.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: знакомить детей с предметами живой природы. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что вода необходима для роста и развития растений.

№2

Бумага, ее качества и свойства.


Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит).

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: знакомить детей с предметами живой природы. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что бумага гладкая, мягкая, впитывает воду, и режется, рвётся и горит рвётся.

№3

«Легко ли рвется бумага?»

Расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Дети узнали о качествах и свойствах бумаги.

№4

«Послушай, как шуршит бумага»


Закрепить знания детей о бумаге и его свойствах

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что бумага шуршит.

Май

№1

«Весёлые человечки»

Познакомить со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (Нос, глаза, брови, рот, волосы)

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Узнали, что человек отличается от животных строением тела.

№2

Знакомство со свойствами мыла


Познакомить с разнообразием мыла и его предназначением.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что твёрдое, при взаимодействии с водой мылится.

№3

Надувание мыльных пузырей


Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Научить пускать мыльные пузыри.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Путём экспериментальной деятельности установители, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путём надувания.

№4

«Игры с цветными стёклышками»

Учить детей смотреть через цветные стёклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Дети научить составлять свои узоры из стекляшек мозаики. Заметили, что если смотреть через цветное стёклышко на окружающие предметы, то они будут такого же цвета, как и стекло.





















20