СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики с целью повышения качества обучения учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Новая программа обучения поставила перед учителями сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям, и в тоже время оценить развитие каждого ученика. Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке? Как поддержать его старания в соответствии с уровнем его способностей, чтобы каждый  ребенок стал успешным, активным, творческим и самостоятельным?

    Многие учителя и я, в том числе осознаю, что оценивание посредством  отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.  Поэтому есть  необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных  результатов,  т.е.  когда учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Как решить проблему низкой познавательной активности учащихся? Как научить детей думать, рассуждать на уроке, слушать учителя? Каждый учитель стремиться организовать учебную деятельность на уроке, направленную на развитие познавательной активности учащихся, на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Познавательная активность – основа развития обучающихся в образовательном процессе. Познавательная активность - инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики с целью повышения качества обучения учащихся.»

Развитие познавательной активности учащихся. Элементы формирующего оценивания на уроках математики с целью повышения качества обучения учащихся.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором. И как утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс. И с этим сложно не согласится.




«Глубочайшим свойством человеческой

природы является стремление людей

быть оценёнными по достоинству.»

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Новая программа обучения поставила перед учителями сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям, и в тоже время оценить развитие каждого ученика. Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке? Как поддержать его старания в соответствии с уровнем его способностей, чтобы каждый ребенок стал успешным, активным, творческим и самостоятельным?

Многие учителя и я, в том числе осознаю, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Поэтому есть необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов, т.е. когда учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Как решить проблему низкой познавательной активности учащихся? Как научить детей думать, рассуждать на уроке, слушать учителя? Каждый учитель стремиться организовать учебную деятельность на уроке, направленную на развитие познавательной активности учащихся, на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Познавательная активность – основа развития обучающихся в образовательном процессе. Познавательная активность - инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Одним из методов, повышающих познавательную активность, является технология формирующего оценивания.

Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению.

Формирующее оценивание - это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки. Формирующее оценивание призвано выявить пробелы в освоении знаний учащимися.

Применение формирующего оценивания играет важную роль в формировании навыков самостоятельного обучения, т.е. умения учиться.

Постановка цели урока для ученика означает вступление в действие компонента формирующего оценивания.





Формирующее оценивание









Критериальное оценивание

Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формирующего оценивания.

Пять принципов формирующего оценивания

Техники формирующего оценивания

Инструменты обратной связи

Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5-6 классов «Правда – Неправда»

Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению.











Преимущества формирующего оценивания

Примеры формирующего оценивания (презентация).

Выбор тем для разработки листов обратной связи

Использование листов обратной связи целесообразно в двух случаях. В первом случае тема, подлежащая контролю по технологии формирующей оценки, содержит материал, крайне важный для реализации задач данного года обучения, без освоения которого учащийся не сможет впоследствии успешно освоить данный предмет. Также следует учитывать, что алгоритм применения листов обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание, что, способствуя лучшему усвоению материала учащимся, увеличивает объем работы учителя, это еще одна причина, по которой для разработки листов обратной связи следует выбирать самые существенные темы курса.

Во втором случае тема должна быть достаточно большой, содержащей в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в ситуации, отличной от той, в которой эти знания и умения были получены, а также их анализ, синтез и оценку. Именно в этом случае учащийся, получив комментарий учителя, не отправится домой, чтобы списать найденный в учебнике готовый ответ, а будет в режиме самостоятельной работы с комментариями учителя планировать и конструировать свою деятельность по достижению образовательного результата более высокого уровня.

Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания

Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:

  • ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;

  • получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;

  • получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;

  • овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.

Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.


Формирующее оценивание с помощью критериев

Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы. Использования критериев дает ученику уверенность в том, что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка, поставленная учеником себе или однокласснику, становится объективной и понятной для ученика.

При формирующем оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока:

1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположить критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.

7.Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия.













Лист обратной связи

ФИ _________________класс___________



Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс

1 вариант

Уровень усвоения

Учебные действия

Задания

Самооценка

Оцен-ка учителя

Коммен-тарии

учителя

Воспроизведение

Знаю правило сложения

десятичных дробей


Вставь пропущенные слова.

Чтобы сложить десятичные дроби, надо:

1.

2

3.




Воспроизведение

Знаю правило вычитания

десятичных дробей

Вставь пропущенные слова.

Чтобы вычесть десятичные дроби, надо:

1.

2.

3.




Понимание

Умею складывать и вычитать

десятичные дроби

Вычислить:


23,5+3,41

9,99+8,76

513,6+23,457

86,3-2,42

183,4-56,4

751-68,9




Применение

Умею решать простейшие уравнения

Реши уравнение:

87,5+ Х=131,2

Х-3,43=7,9

68,24-Х=19,8

У+23,8=91,54

71,1=17,2+Х





Применение

Умею применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач

Реши задачу:

У Коли 36,7 рублей, а у его сестры на 15,6 рублей больше. Сколько денег у Коли и его сестры вместе?







Анализ

Умею находить ошибки в решении примеров на сложение и вычитание

десятичных дробей

Найди ошибки в решении примеров



1)67,8 2) - 103,5

+9,86 6,57

-------- -------

165,4 4,78


3.Запиши какие ошибки допущены в примерах

4.Что нужно знать, чтобы не допускать такие ошибки.








Синтез

Умею оценивать решение по предложенным критериям

Оцени решение примера по критериям

1) Верно выполнен порядок действий(1 б)

2) Верно выполнено сложение(1б)

  1. Верно выполнено вычитание(1б)

  2. Верно выполнено вычитание(1б)




1 3 2

45,6+86,4 - (2,35-1,99)=1287

  1. 45,6+86,4 = 132,0

  2. 2,35-1,99 = 0,34

  3. 132 - 0,34 = 1287

5)Оцени решение, исходя из 4 максимальных баллов(1б)

6)В чем допущены ошибки (перечисли)(1б)







Критерии оценок

Воспроизведение-2б (за каждое правильное правило -1 балл)

Понимание- 6б (за каждый правильно решенный пример -1 балл)

Применение-6б (за каждое уравнение -1 балл, за задачу- 1 балл)

Анализ - 6б (нашла ошибки и исправила -2 балла, ответила на 2 вопроса– 4 балла)

Синтез - 6б (нашла ошибки и исправила -4б, ответила на 2 вопроса -2б)


Перевод баллов в оценку


Балл

1-6

7-14

15-22

23-26

оценка

2

3

4

5



Важнейшей целью учителя является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности можно использовать на уроках такие методы формирующего оценивания как: «Самооценивание», «Взаимооценивание», «Речевое пояснение», «Две звезды, одно пожелание», «Светофор», «Сигнал рукой», которые дадут ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и придумать способы их улучшения.