СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие профессиональных компетентностей педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональных компетентностей педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ»

Развитие профессиональных компетентностей педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ Подготовила учитель Батяй О.М. МБОУ Богородицкая СШ 2023-2024

Развитие профессиональных компетентностей педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ

Подготовила учитель

Батяй О.М.

МБОУ Богородицкая СШ

2023-2024

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. (Адольф Дистервег)

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. (Адольф Дистервег)

Актуальность Рост количества детей с ОВЗ Новые методы и технологии в обучении детей с ОВЗ Необходимость в профессионально подготовленных педагогических кадрах

Актуальность

  • Рост количества детей с ОВЗ
  • Новые методы и технологии в обучении детей с ОВЗ
  • Необходимость в профессионально подготовленных педагогических кадрах
Кто они – дети с ОВЗ? Какие заболевания относятся к этой категории? Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- тот, который имеет физические и (или) психические нарушения, препятствующие усвоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития: • слуха • зрения • интеллекта • опорно-двигательного аппарата • речи • эмоционально-волевой сферы и поведения • с задержкой и комплексными нарушениями

Кто они – дети с ОВЗ? Какие заболевания относятся к этой категории?

  • Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- тот, который имеет физические и (или) психические нарушения, препятствующие усвоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития:
  • • слуха
  • • зрения
  • • интеллекта
  • • опорно-двигательного аппарата
  • • речи
  • • эмоционально-волевой сферы и поведения
  • • с задержкой и комплексными нарушениями
Какие специалисты необходимы. Педагог- психолог Дефектолог Учитель-логопед Дети с ОВЗ Физорг Воспитатель Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования

Какие специалисты необходимы.

Педагог- психолог

Дефектолог

Учитель-логопед

Дети с ОВЗ

Физорг

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования

Основные понятия • Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке специалиста, характеристика его профессиональной роли; • Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности

Основные понятия

• Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке специалиста, характеристика его профессиональной роли;

• Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности

Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ • признание ценности личности ребёнка независимо от его нарушения • направленность на развитие личности в целом , а не только на получение образовательного результата • осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ • понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат

Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ

• признание ценности личности ребёнка независимо от его нарушения

• направленность на развитие личности в целом , а не только на получение образовательного результата

• осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ

• понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат

Система профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ включает в себя совокупность компетенций: • инклюзивную • психолого-педагогическую • коммуникативную • исследовательскую • презентационную • акмеологическую • икт-компетентность • эмоциональная компетентность

Система профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ включает в себя совокупность компетенций:

• инклюзивную

• психолого-педагогическую

• коммуникативную

• исследовательскую

• презентационную

• акмеологическую

• икт-компетентность

• эмоциональная компетентность

Профессионально- личностные умения педагога, работающего с детьми с ОВЗ • милосердие • эмпатия • толерантность • педагогический оптимизм • высокий уровень самоконтроля и саморегуляции • умение наблюдать • креативность, творческий подход к решению проблем, задач, педагогической работы • умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника

Профессионально- личностные умения педагога, работающего с детьми с ОВЗ

• милосердие

• эмпатия

• толерантность

• педагогический оптимизм

• высокий уровень самоконтроля и саморегуляции

• умение наблюдать

• креативность, творческий подход к решению проблем, задач, педагогической работы

• умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога: • работа в методических объединениях, творческих группах; • исследовательская, экспериментальная деятельность; • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; • тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности; • психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др. • различные формы педагогической поддержки; • трансляция собственного педагогического опыта. • использование ИКТ

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• работа в методических объединениях, творческих группах;

• исследовательская, экспериментальная деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

• психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

• различные формы педагогической поддержки;

• трансляция собственного педагогического опыта.

• использование ИКТ

Ступени профессионального роста педагога: Педагогическая умелость Мастерство Творчество Новаторство Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности.

Ступени профессионального роста педагога:

  • Педагогическая умелость
  • Мастерство
  • Творчество
  • Новаторство

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности.

В результате освоения компетенцией: • Способность к разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе адаптационных модулей. • Способность преподавать по адаптированным образовательным программам профессионального образования. • Способность педагогической поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования. • Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательной деятельности при получении профессионального образования и в решении жизненных проблем. • Способность к созданию в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды.

В результате освоения компетенцией:

• Способность к разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе адаптационных модулей.

• Способность преподавать по адаптированным образовательным программам профессионального образования.

• Способность педагогической поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования.

• Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательной деятельности при получении профессионального образования и в решении жизненных проблем.

• Способность к созданию в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Педагог инклюзивного образования должен быть готов к: • саморазвитию  овладению новыми знаниями и технологиями  умению анализировать свой и чужой опыт  подборке эффективных методов работы  выстраиванию занятия согласно интересам и потребностям обучающихся

Педагог инклюзивного образования должен быть готов к:

• саморазвитию

  • овладению новыми знаниями и технологиями
  • умению анализировать свой и чужой опыт
  • подборке эффективных методов работы
  • выстраиванию занятия согласно интересам и потребностям обучающихся
Вопросы профессиональной компетенции в научных исследованиях : • комплексный подход в развитии профессиональной компетенции (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) • пути повышения профессиональной компетенциии (В.А. Сластенин, А.В. Щербаков) • профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина) • профессиональная подготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (Н.А. Бессмертная, А.Д. Гонеев, Е.А. Стребелева)

Вопросы профессиональной компетенции в научных исследованиях :

• комплексный подход в развитии профессиональной компетенции (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

• пути повышения профессиональной компетенциии (В.А. Сластенин, А.В. Щербаков)

• профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина)

• профессиональная подготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (Н.А. Бессмертная, А.Д. Гонеев, Е.А. Стребелева)

Литература: Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.  Сластенин В., Исаев И. 2012.Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.  Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.  Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014

Литература:

Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.

Сластенин В., Исаев И. 2012.Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.

Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014