Развитие профессиональных компетентностей педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ
Подготовила учитель
Батяй О.М.
МБОУ Богородицкая СШ
2023-2024
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. (Адольф Дистервег)
Актуальность
- Рост количества детей с ОВЗ
- Новые методы и технологии в обучении детей с ОВЗ
- Необходимость в профессионально подготовленных педагогических кадрах
Кто они – дети с ОВЗ? Какие заболевания относятся к этой категории?
- Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- тот, который имеет физические и (или) психические нарушения, препятствующие усвоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития:
- • слуха
- • зрения
- • интеллекта
- • опорно-двигательного аппарата
- • речи
- • эмоционально-волевой сферы и поведения
- • с задержкой и комплексными нарушениями
Какие специалисты необходимы.
Педагог- психолог
Дефектолог
Учитель-логопед
Дети с ОВЗ
Физорг
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Основные понятия
• Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке специалиста, характеристика его профессиональной роли;
• Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности
Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ
• признание ценности личности ребёнка независимо от его нарушения
• направленность на развитие личности в целом , а не только на получение образовательного результата
• осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ
• понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат
Система профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ включает в себя совокупность компетенций:
• инклюзивную
• психолого-педагогическую
• коммуникативную
• исследовательскую
• презентационную
• акмеологическую
• икт-компетентность
• эмоциональная компетентность
Профессионально- личностные умения педагога, работающего с детьми с ОВЗ
• милосердие
• эмпатия
• толерантность
• педагогический оптимизм
• высокий уровень самоконтроля и саморегуляции
• умение наблюдать
• креативность, творческий подход к решению проблем, задач, педагогической работы
• умение соблюдать конфеденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
• работа в методических объединениях, творческих группах;
• исследовательская, экспериментальная деятельность;
• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;
• психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.
• различные формы педагогической поддержки;
• трансляция собственного педагогического опыта.
• использование ИКТ
Ступени профессионального роста педагога:
- Педагогическая умелость
- Мастерство
- Творчество
- Новаторство
Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности.
В результате освоения компетенцией:
• Способность к разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе адаптационных модулей.
• Способность преподавать по адаптированным образовательным программам профессионального образования.
• Способность педагогической поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования.
• Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательной деятельности при получении профессионального образования и в решении жизненных проблем.
• Способность к созданию в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Педагог инклюзивного образования должен быть готов к:
• саморазвитию
- овладению новыми знаниями и технологиями
- умению анализировать свой и чужой опыт
- подборке эффективных методов работы
- выстраиванию занятия согласно интересам и потребностям обучающихся
Вопросы профессиональной компетенции в научных исследованиях :
• комплексный подход в развитии профессиональной компетенции (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
• пути повышения профессиональной компетенциии (В.А. Сластенин, А.В. Щербаков)
• профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (А.М. Бородич, Р.С. Буре, А.И. Васильева, Е.А. Гребенщикова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Л.В. Поздняк, Л.Г. Семушина)
• профессиональная подготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (Н.А. Бессмертная, А.Д. Гонеев, Е.А. Стребелева)
Литература:
Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.
Сластенин В., Исаев И. 2012.Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М.: Педагогика.
Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014