«Развитие речи детей дошкольного возраста
средствами дидактических игр»
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников
Речевые игры для детей 3-4 лет
«Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход игры: Родители показывают предметы поочередно и демонстрируют, как они звучат. Затем предлагают отгадать загадки. Убирают все предметы за ширму и действуют с разными предметами, а ребенок распознает, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Громко – тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка для ребенка.
Ход игры: У ребенка в руках 2 флажка. Если мама громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Листопад»
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Родители выкладывают на столе листочки, напоминая ребенку про осень.
Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.
Все листики на земле. Давай соберем листочки в ведерко. Родители совместно с ребенком собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Речевые игры для детей 5-6 лет «Подбери словечко» Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать «свежий» (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно). «Кто кого обгонит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Ход игры: Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Речевые игры для детей 6-7 лет «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Ход игры: Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова – это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель – друг – враг; Грусть – радость – печаль; Еда – очистки – пища; Труд – завод – работа; Танец – пляски – песня; Бежать – мчаться – идти; Думать – хотеть – размышлять; Шагать – сидеть – ступать; Слушать – глядеть – смотреть; Трусливый – тихий – пугливый; Старый – мудрый – умный; Бестолковый – маленький – глупый; Смешной – большой – огромный.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры: Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: «Цветок красный, а цветочек красненький».
Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ход игры: Ребенок рассматривает рисунки – животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант - играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант – лают), корова и теленок щиплют траву (вариант – мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант – скачут), утка и утенок плавают (крякают).
Назови животных и их детенышей.
Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.