Развитие речи детей с нарушениями интеллекта
План
1.Развитие речи - первостепенная задача специальной
(коррекционной) школы VIII вида.
2. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности.
3. Характеристика и оценка состояния речевого развития
учащихся с нарушениями интеллекта.
4. Задачи развития речи школьников
с особыми образовательными потребностями.
5. Решение задач по развитию речи на
А) специальных уроках развития речи в младших
классах (самостоятельно);
Б) уроках грамматики и правописания;
В) уроках чтения.
6. Языковые и речевые упражнения.
Условия успешного развития речи учащихся
развитые
физиологические
механизмы
речи
благоприятная
речевая
среда
потребность
в общении,
значимый
материал
Наличие
теоретических
сведений
о языке
Направления развития речи детей с нарушениями интеллекта
Структурное
фонетический
лексический уровни
грамматический
Когнитивное
Коррекция и развитие
ВПФ (память, внимание,
мышление, речь и др. )
Функциональное
Развитие
связной речи,
речевого общения
Соотношение этапов деятельности и речевых умений
Фазы речевой деятельности
в условиях и
задачах общения
1.Ориентировка
в содержании
высказывания
Речевые умения
- Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы темы высказывания;
- Умение подчинять свое изложение
основной мысли
2.Планирование
(составление программы)
3. Реализация программы
- Умение собирать материал для высказывания;
умение систематизировать собранный материал, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения,
- Умение строить тексты разных видов (повествования, описания, рассуждения),
- умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко
4. Контроль
Умение совершенствовать написанное
Особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта
- Нарушения фонетической стороны речи
неточное произношение отдельных звуков и слов, нарушение фонематического слуха
( ошибки при выделении звука из слова, искажение последовательности звуков в слове и др. );
- Оценка лексической стороны речи
бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование («жук» - это
комар, паук, муравей и др.), перенос названия одного объекта на другие («руки» – вм. лапы,
«лицо» - вм. морда), незнание слов , имеющих обобщающее значение, т аких как « мебель», «одежда», «обувь », серьезные различия между активным и пассивным словарем;
- Оценка грамматической ( морфологической и синтаксической) стороны речи:
ошибки в согласовании прилагательных и существительных, нераспространенность
предложений второстепенными членами, пропуск слов, словосочетаний, редкое
употребление сложных предложений, нарушение связи слов в предложении,
порядка слов)
отсутствие полноты и развернутости в высказывании; нарушение
правильной последовательности при воспроизведении событий;
искажение логической зависимости явлений;
отсутствие или неправильное использование языковых средств связи;
- Нарушения при использовании речи как регулятора поведения ;
- Слабое развитие речевой активности
Задачи работы по развитию речи :
- изучение речевого развития учащихся;
- исправление дефектов речи ;
- отработка произносительных навыков ;
- уточнение, обогащение и
активизация словарного запаса;
- развитие умения грамматически
правильно оформлять предложения;
- коррекция недостатков и развитие
диалогической и монологической
форм устной речи;
- выработка умения связно и логично
излагать свои мысли в письменной форме
Практическая речевая деятельность
работа
над
лексическим
строем (словом)
над
грамматическим
строем речи
(на морфологическом
и синтаксическом
уровне)
над связной
(диалогической и
монологической)
речью
Задачи урока развития речи
Коррекционная
активизация
высших психических
функций
Дидактическая
- работа над словом;
- над предложением;
- над связной речью
Воспитательная
- создание мотивации к учению,
- развитие потребности в общении
Предложите систему работы над изложением в 6 классе (c м 5 слайд )
Текст изложения (читает учитель)
Северный олень
По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут — он сам себе еду добывает. Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру. Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы. К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.
- (По Н.Надеждиной) 92 слова
ЛИТЕРАТУРА
- Аксёнова А.К., Галунчикова Н.В. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида. – М.: Просвещение, 2002.
2. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.
3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. – М., 2000.
4. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных)
школ: учеб.пособие для студ.высш пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2002.
5. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5 – 9 классов: Теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.: КАРО, 2005.
6. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.: Просвещение, 1968.
7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
8. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М., 2005.
9. Методика обучения грамматике, правописанию и развитию речи / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2004.
11. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 1-4 классах специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2002-2005 г.
И в заключение…