СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей детей в проектной деятельности на уроке технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей детей в проектной деятельности на уроке технологии".

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей в проектной деятельности на уроке технологии»

МБОУ «СОШ им. В.Г. Шухова» г. Грайворон





















Доклад



Развитие творческих способностей детей в проектной деятельности на уроке технологии



















Учитель: Каплий Ю.Н.























2019 г.


   Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
  Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения и как итог полученных знаний выполняемый проект.
  Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».
   Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности  ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки труда с установкой  на созидание   подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы.  Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Важно вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
 
  В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулся с проблемами:
 

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

  Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.
   Во-первых,  творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 8-й класс. Привлекаю к участию в кружках,  выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. 
  Во-вторых, важно  создать условия  уютной и безопасной атмосферы в кабинете. В классах эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, технологическими картами, работами учащихся и учителя. Часто в работе использую элементы 3Д моделирования для повышения мотивации ребят. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда, ко мне на предмет дети идут с радостью.
   В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
   Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения.  Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь  им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как  метод  проектов. Но, если дети не занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для учителя это еще и потеря времени.
В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой — получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность.
Несколько примеров.

В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями.
Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать:.
Особую значимость я придаю  методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.  Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану:
1.       Определение потребности и краткая формулировка задач.
2.       Набор первоначальных идей.
3.       Проработка одной или нескольких идей
4.       Изготовление изделия
5.       Испытание и оценка.
В ходе работы над проектами объективно  возникает необходимость исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и анализировался, находились связи и закономерности.  Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.      
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно  выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.