СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"»

МБОУ Надейковичская СШ им. И.П. Гоманкова











«Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

































Подготовил : Осмоловская С.И..



2019г.





Цель: - Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе

- Всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося, направленное на совершенствование художественного творчества, осознание учащимися основополагающих принципов нравственности, социального поведения

Задачи:

- Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми

-Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции. Чувство сопричастности к истории великой Родины.

-Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей и идеалов.

-Осознание роли традиционных религий в становлении культурных и духовно-нравственных традиций народов России, гражданских основ государства.

-Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

- Развитие творческого потенциала, стимулирование стремления личности к успеху

Сроки реализации программы: 2019 год

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.

Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей - самая важная в сфере образования. Одаренный ребенок  -  это ребенок,  который  выделяется

яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного творческого развития.

Организация воспитания и творческого потенциала обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Своеобразные открытия совершают ребята на уроках, посвящённых основным и смешанным цветам: какой восторг в глазах у детей, когда они получают новые цвета и оттенки при смешивании красок!

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. Например, для оформления класса ребята предлагали разные варианты снежинок, мы выбрали наиболее оптимальные варианты исходя из себестоимости, экономичности.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться определённых правил рисунка, организации работы.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Перед началом любой работы по заданной теме ребята проговаривают, что и почему они хотели бы изобразить в своём рисунке. Учитель может дать совет ребятам в выборе техники исполнения рисунка, в выборе персонажей.

Метод проектов. Целью обучения, согласно этому методу, является формирование у ребёнка умений действовать со знанием дела - компетентно.

Проекты позволяют ребятам видеть необходимость своей работы. И это, безусловно, активизирует творческую деятельность детей. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Творческие мастерские (во внеурочной деятельности по предмету).

 Одним из действенных средств поддержания одарённых детей являются выставки творческих работ учащихся. За время работы кружка были организованы школьные тематические выставки: «Рисую, что люблю», «Мамина улыбка», «Роспись по ткани», «Праздник к нам приходит» «Город - герой Смоленск», «День космонавтики».

Основные направления программы:

№п/П

Направления воспитания


Задачи


1.

Личностная культура


1. Формирование представления о морали, нравственности.

2. Знакомство с базовыми национальными ценностями, духовными традициями.

3. Формирование личного нравственного идеала на основе знакомства с выдающимися личностями в истории.

4. Формирование потребности самообразования.

5. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

6. Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

7. Воспитание целеустремленности, настойчивости.


2.

Социальная культура


1. Формирование у обучающихся осознания принадлежности к школьному коллективу.

2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.

2. Знакомство с этническим разнообразием Российской Федерации.

4. Получение навыков овладения простыми профессиями.

5. Осознание ценности человеческой жизни.

6. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.


3.

Семейная культура


1. Формирование семейного стереотипа на основе примеров искусства (акцент на материнские ценности, понятие женственности, мужественности).

3. Получение знаний о взаимоотношениях в семье.

4 Знакомство с семейными традициями прошлого, преемственностью поколений.

5. Расширение знаний детей о функциях семьи, ее значении в жизни каждого человека;

6. Формирование знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.

7. Воспитание добрых, теплых отношений между детьми.


4.

Гражданственность, патриотизм

1 Знакомство с правами гражданина, основными законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка.

2. Понимание межкультурной коммуникации на основе знакомства с культурами народов России, представителями национальных культур.

3. Формирование гражданского отношения к Отечеству.

4. Знакомство с прошлым Родины, биографиями знаменитых людей.

5. Содержание государственных праздников и их значение.


5.

Этическое сознание

1. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2. Формирование личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни,

анализу окружающей действительности.

3. Приобретение знаний о базовых ценностях отечественной культуры.

4. Осознание понятий милосердия, любви к ближним.

5. Формирование знаний о нормах поведения в обществе, школе, семье.

6. Организация художественных выставок.



6.

Эстетическое воспитание

1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2. Формирование эстетических идеалов.

3. Знакомство с художественными ценностями.

4. Обучение видеть прекрасное вокруг себя.

5. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления.

6. Раскрытие творческих способностей.

7. Формирование эстетического вкуса.

8. Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

9. Применение теоретических знаний об искусстве на практике

10. Приобретение знаний о стилях одежды (дресс-код школьника).

11. Участие в проектах, акциях и творческих конкурсах.

12. Виртуальные посещения музеев

13. Экскурсии к художественным памятникам области.





Формы работы:

- уроки и внеурочные занятия;

- учебные и социальные проекты, акции;

- - творческие конкурсы;

- сюжетно-ролевые игры;

- беседы,

- сообщения,

- просмотр и обсуждение видеоматериала

- экскурсии,

- выставки

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Своеобразные открытия совершают ребята на уроках, посвящённых основным и смешанным цветам: какой восторг в глазах у детей, когда они получают новые цвета и оттенки при смешивании красок!

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных..

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться определённых правил рисунка, организации работы.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Перед началом любой работы по заданной теме ребята проговаривают, что и почему они хотели бы изобразить в своём рисунке.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Метод проектов. Целью обучения, согласно этому методу, является формирование у ребёнка умений действовать со знанием дела - компетентно. В своей профессиональной практике я использовала различные типы проектов: творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников или определённую группу людей).

Проекты позволяют ребятам видеть необходимость своей работы. И это, безусловно, активизирует творческую деятельность детей. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Творческие мастерские (во внеурочной деятельности по предмету). Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину.

Ожидаемые результаты:

- апробация и внедрение в практику работы авторских программ, направленных на художественно-эстетическое развитие ребенка

- интеграция учебной и внеучебной деятельности;

- сформированность познавательного потенциала.

- сформированность нравственного потенциала.

- сформированность эстетического потенциала

  • вовлеченность обучающихся в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты, творческие конкурсы;

  • обучающиеся, родители и учитель получают удовольствие от своей деятельности;

  • созданные продукты учебных и социальных проектов можно использовать в учебной и внеурочной деятельности, а также для оформления классного кабинета, помещений школы;

  • наличие у членов групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

Для решения задач предусмотрены нестандартные решения проведения занятий:

*Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы, «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Урок – путешествие. Уроки «Одежда говорит о человеке» (Древний Египет, Китай, Западная Европа),…

Урок – репортаж с выставки. Рассказы о музеях изобразительного искусства , Москвы, Санкт-Петербурга

Урок – викторина.

Урока – игра.  Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.

Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Основные мероприятия по реализации программы

  1. Диагностика:

- изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

- создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

2. Развитие творческих и познавательных способностей

- доступность и широкое привлечение к проведению школьных конкурсов

- проведение школьных конкурсов

  1. Стимулирование - поощрение дальней творческой деятельности:

- выносить на публичное своевременное поощрение успехов, обучающихся

- отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных мероприятиях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!