СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача педагога - научить ребенка мыслить творчески. При этом нужно учитывать индивидуаьные особенности ребенка, стараться  их выявить, и в дальнейшем развить. ПОэтому я стараюсь строить работу на уроке таким образом, чтобы ние пропала ни одна талантливая личность. В этом мне помогает использование метода проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов на уроках технологии»

«Развитие творческого потенциала учащихся через

метод проектов на уроках технологии»


Выступление учителя МОУ «Майская школа»

Ерохиной Л.В.


Во все времена мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай как я». Но мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Но не каждый ученик может ее решить. Так как у некоторых отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону. Другие не могут применить теорию на практике. Часть ребят испытывает страх перед практической деятельностью. Что я как педагог технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Поэтому я стараюсь выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность. Этому в полной мере способствует проектная форма обучения. Метод проектов определяю, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации. Учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик - сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то, как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Мне очень близка точка зрения академика Д.С. Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру. 

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт. Ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Ведь проект значим для окружения учащихся, реалистичен, имеет потребителя. Он дает возможность учащимся реализоваться в полной мере, организовывать собственную деятельность. Проектную деятельность отличает два признака: направленность учебно – познавательной деятельности школьника. Для ребенка тема проекта должна быть личностно значимой. Например: Ирина выбрала тему проекта «Ночная пижама». Эта тема для нее была личностно значима, так как она давно хотела иметь ночную пижаму, считая, что в ней теплее спать, но родители ей не покупали, и она решила сшить ее сама. Или другой пример, когда Надя решила сшить кухонный набор (передник и прихватки) для своей мамы на день рождение, но имела только различные небольшие лоскутки ткани. Применив технику лоскутного шитья, изучив ее самостоятельно, она выполнила прекрасную работу. Характер взаимодействия ученика и учителя принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Роль учителя сводится к оказанию методической помощи, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы. Активная роль учителя нужна на первом этапе, когда идет погружение в проект. Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. В моей практике работы сложилось несколько видов проектов: исследовательские, творческие, информационные, социальные. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. 

Защиту творческих проектов я проводила и на открытых уроках. Девочки защищали свои проекты не только друг перед другом, но и перед учителями школы. Они представили свои творческие проекты такие как: работа с кожей - плетеный пояс из кожи, проект «Подушка - черепаха», проект по выполнению цветов из капрона, плетение из газетных трубочек, проект «Изделия из бисера» и др. Девочки выступали уверенно, каждая считала, что ее проект самый важный и нужный. Разработав план работы над проектами, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты девочки учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивают в себе навыки проведения деловых дискуссий. Чаще всего работа над проектом сопровождается созданием презентации. Эти презентации, в дальнейшем я использую в учебном процессе. 
Проектное обучение реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. 
Ежегодно 15% выпускников школы поступает в средние и высшие учебные заведения на факультеты: кондитер, повар - официант, дизайн, парикмахерское искусство и др. 

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Чтобы реализовать эти возможности, я опираюсь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально – техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.

Время, в котором мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха, а также вырабатываются такие качества, как настойчивость, любознательность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность, художественная обработка материалов, кулинария.

Содержание учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом определяется сменой объектов труда.

В 5 – 6 классах девочки знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к данной работе, предлагаю применить эти швы в рисунках на ткани. Изготовление таких рисунков вызывает у девочек желание проявить свою индивидуальность и фантазию. А при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» или «Получение шерстяных и шелковых тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Дом моделей» или «Модница». Эти работы развивают образное мышление, формирует творческое начало.

Для того чтобы раскрыть у учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. На своих уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – изделия с простейшими элементами отделки, средний – изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень – изделия с внесением более сложных элементов и отделки.

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с не высоким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. Так, изучив основы шитья, девочки самостоятельно сшили себе форму для последнего звонка.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов как, например, истории, математике, ИЗО. Так в 8 классе, при изучении раздела декоративно – прикладной направленности, девочки знакомятся с техникой лоскутного шитья. Здесь открывается широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса. В лоскутных полотнах каждая ячейка сетки представляет собой конструктивную часть – блок. Из блоков собирается (сшивается) лоскутное полотно. Каждый блок может иметь свой рисунок, мотив, состоящий из модулей, в которых может быть одна или несколько геометрических фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, полос). Эта тема включает целый блок уроков, на которых девочки совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью, овладевают и закрепляют важные технологические приемы. Эти работы получаются очень интересными, каждая старается сделать свое изделие, не похожее на другие. Для стимулирования творческой деятельности, после завершения шитья, работы выставляются на показ перед девочками. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах, стремление с каждым разом делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.

Работая с различными видами деятельности, ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Умение фантазировать и созидать – это начало пути. Одним из таких видов деятельности является вязание на спицах. Изучив основы вязания, предлагаю девочкам закрепить свои знания вязанием мягкой игрушки. Игрушки изготавливаются на основе одной вязанной детали, заполненной синтепоном. Объемную фигуру перетягивают ниткой, получается объемная восьмерка – голова, другая – туловище. На этой основе можно сделать любую игрушку, все зависит от фантазии ребенка.

В последнее время учителя технологии столкнулись с трудностями, обусловленными рядом объективных причин. Главными из них можно считать уменьшение количества учебных часов и снижение интереса учащихся к изучению материальных технологий. Чтобы не растерять интерес приходится искать новый подход к выбору объектов труда. Это – вышивка лентами. Вышивка лентами – аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Вышитые цветы или букеты оформляются в деревянную рамку и могут стать милым подарком для близких и друзей. Богатая цветовая палитра шелковых и атласных лент приносит массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах, появляется потребность делать хорошо и красиво. Изделия получаются разными, не похожими друг на друга, т.к. каждое созданное изделие индивидуально, при ее изготовлении ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.

При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На данных уроках применяю элементы творчества. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд, при нарезке овощей, сервировке стола. В последнее время уделяю большое внимание культуре питания, а именно потребность в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. На ряду с такими важными вопросами, как санитария и гигиена, физиология питания, технология первичной и тепловой обработки продуктов , рецепты различных блюд, стараюсь уделить гораздо больше внимания вопросам состава и качества пищевых продуктов, их влияния на обменные процессы в организме, проблемам безопасности для здоровья современных пищевых продуктов, в том числе и генно – модифицированных. Ведь от того, что человек ест, зависит то, как он себя чувствует, как выглядит и даже как мыслит.

Особое место в обучении девочек технологии занимает метод проектов. В 5 – 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее результатом этой работы обязательно является конкретное изделие. В 7 – 8 классах девочки уже вполне самостоятельно выполняют работы. Практическая часть выполняется в классе, а теоретическая часть проекта, связанная с описанием, оформлением документации, выполняется дома, по возможности с использованием компьютера. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само – и взаимооценки, вносит в учебный процесс дух соревнования.

Помимо проектов, девочки выполняют творческие работы, в которых отражают свою фантазию и воображение, формируют творческое отношение к работе.

В заключении хочется сказать, что я стараюсь через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т. е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно.