СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие уверенности в себе как фактор психологического благополучия у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие уверенности в себе как фактор психологического благополучия у подростков»

Рычихина Александра Анатольевна


РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ КАК ФАКТОР

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПОДРОСТКОВ


Подростковый возраст – это один из самых сложных, тяжелых и важнейших периодов в жизни человека, в классической классификации от 10-12 лет – младший подростковый возраст и 13-15 лет – старший подростковый возраст. Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, они конфликтны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, у них присутствует повышенная раздражительность, чувствительность и тревожность.

Актуальным является психологическое сопровождение подростков в кризисе идентичности от перехода из детства к взрослости. Уверенность является особенно важным свойством личности. В подростковом возрасте уверенность в себе необходима как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Психологическое благополучие взаимосвязано с такими индивидуальными качествами подростка, как уверенность в себе, позитивный взгляд на жизнь, адекватная самооценка, общительность, доброжелательность и эмоциональная стабильность.

Подросток, который уверен в себе, с легкостью справляется со всеми проблемами и с неопределенностью места в жизни, а так же лучше справляется со всеми разочарованиями, взлетами и падениями. Взаимоотношение со сверстниками, эмоциональность, соперничество и увеличенные ожидания имеют возможность по большому счету расшатать уверенность в себе.

Развитие уверенности в себе имеет большое значение для формирования всех качеств личности человека и прежде всего, его психологического благополучия.

Уверенность в себе является качеством личности, основой которого становится положительная оценка человеком своих умений, навыков и способностей, в меру достижения значимых для личности целей. Познание себя и своих возможностей и представления того, что происходит с самим собой.

Для работы с подростками эффективным считается социально – психологический тренинг. Тренинг позволяет прорабатывать навыки уверенного поведения: отстаивание своей точки зрения, выражению своих чувств и восприятия поведения другого, навыки анализа в принятии решения, умение сопереживать, бережно относиться друг другу.

Разрабатывая тренинг на развитие уверенности в себе, я опиралась на представления Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского, о ведущей деятельности и новообразование у подростков, а именно на интимно – личностные отношения со сверстниками, самопоознание и стремлению к самоутверждению. Составляя план тренинга, сначала я делала опору на внутриличностные изменения, а затем, как в последствие, возможное изменение в уверенности в себе у подростков.

Эффективность тренинга уверенности в себе зависит от методов, а именно – игровые методы, методы групповой дискуссии, так же разнообразием тренинговых (психотехнических) упражнений и при соблюдении в группе установленных принципов. Уверенность в себе имеет личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Следовательно, развитие уверенности в себе, предполагает развитие всех этих компонентов.

В соответствии с тем, что для исследования уверенности в себе, как фактора психологического благополучия, были отобраны объективно – экспериментальные методы, которые позволяют определить уровень уверенности в себе и психологического благополучия у подростков, и на первом этапе экспериментальной работы, нами была проведена первичная диагностика. Анализ первичного диагностического исследования группы подростков позволил сделать вывод о том, что тренинг уверенного поведения актуален для подростков. По результатам корреляционного анализа, присутствуют положительные значения, что свидетельствует о прямой взаимосвязи уверенности в себе и психологического благополучия.

С целью оценки эффективности тренинговой работы была проведена повторная диагностика. Полученные результаты позволили увидеть положительную динамику в развитии уверенности в себе и психологического благополучия у подростков.

Эффективность моей работы по развитию уверенности в себе у подростков проверялись при помощи метода статистического анализа. Я констатировали статистически значимые изменения как в уверенности в себе, так и в психологическом благополучии у подростков.