Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания на уроках физической культуры.»
Развитие внимания на уроках физической культуры.
На каждом уроке физкультуры в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются все физические качества. Но кроме этого при наблюдении за детьми в результате многолетней практики я заметила, что многое в развитии ребенка зависит от его внимания. Дело в том, что в настоящее время в школу приходят не только здоровые дети, но и дети с отклонениями в состоянии здоровья с хроническими заболеваниями.
Перегруженность учеников умственными занятиями ведет к дисгармоничному физическому развитию. Это создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психологическим перегрузкам школьников, что в свою очередь отрицательно влияет на внимание. Дети не могут сосредотачиваться, быстро переключаться, настраиваться на нужную информацию и воспринимать ее, запоминать движения, действия, правила игры и т.п., поэтому работа над развитием внимания актуальна на сегодняшний день.
В процессе педагогической деятельности многие учителя часто указывают на недостаток внимания у своих учеников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха. Ученик полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них. Поэтому если целенаправленно воздействовать на школьников, регулярно включая в уроки различные задания и игры на развитие внимания, то можно добиться определенных положительных результатов.
Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:
При постановке задач урока:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса. Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.