СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие воображения и творческой активности на основе моделирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира целесообразно использовать  модели и схемы.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие воображения и творческой активности на основе моделирования"»


Развитие воображения и творческой активности на основе моделирования.

Воспитатель: Исакова Н.В.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Его часто называют фантазией. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли играть во многие игры. Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение и фантазия являются высшей необходимейшей способностью человека. И эта способность нуждается в особой заботе в плане развития, а интенсивное её развитие происходит в период от 5 до 15 лет. И если воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира целесообразно использовать модели и схемы.

Наглядное  моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна  детям  дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что  использование  заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Преимущества  использования  наглядного  моделирования  в работе с дошкольниками состоят в том, что:

– дошкольник  очень пластичен и легко обучаем, но для  детей   с нарушениями речи  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод  вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование  символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– применяя графическую аналогию, я учу  детей  видеть главное, систематизировать полученные знания.

Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Слайд 3

Через символ «глаз» дети выделяют признаки цвета, формы, величины, способа передвижения, места нахождения; символ «рука» - фактурные признаки предмета; символ «рот» - вкусовые ощущения; символ «ухо» - способы обнаружения предмета; «+» «-» - назначение.

Модели используются и при обучении детей цепному рассказыванию. Слайд 4. Каждое предложение рассказа схематично изображается, и строятся они по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. На данном этапе работы уделяется внимание обогащению речи детей глагольными словами или словами-действиями.

Наряду с обучением детей цепному рассказыванию использую обучение пересказу Слайд 5 с использованием опорных схем и при разучивании стихотворений (Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал». «Белая берёза…»).

Для закрепления правильного употребления предлогов, прилагательных, глаголов, антонимов в работе применяются картинно-графические схемы предложений. Слайд 6

Использование моделирования в экологическом воспитании позволяет обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношений, существующих между ними. Сложность обучения описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Но при помощи метода моделирования становятся наглядными связи, отношения и свойства предметов и явлений. Слайд 7. На основе моделей начали создание календаря природы. С учётом психического развития дети используют модели для составления описательных рассказов. Слайд 8.

Организуя работу по ознакомлению детей с природными объектами и явлениями, ставлю задачу помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. Игры «Зашифруй животное (сезон)». «Прочитай шифровку». «Исправь ошибку». «Когда это бывает». «Рассели жителей».

Слайд 9. При ознакомлении детей с художественной литературой рекомендуется работу проводить в два этапа. На первом этапе вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель данного этапа – научить, с помощью заместителей, выделять главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Второй этап – творческий, направленный на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Работу по обучению пересказыванию рнс целесообразно начинать с трёх лет.

Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели. Круги одинакового размера, но разных цветов. На основе цвета - Красная шапочка - красный круг; положительный герой – светлые тона, отрицательный – тёмными; соотношение величин героев – «Теремок» - полоски разной длины.

При рассказывании сказки кто-то из детей выкладывает кружок, обозначающий…, воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме, и так все эпизоды. Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая). У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, т.е. в работу включается воображение.

Слайд 10. На материале загадок можно решать множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное практически всем детям. Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу, которая будет служить опорой. Используем готовые схемы или зарисовываем сами. При составлении загадок используем модель «Пять помощников».

Слайд 11. Чтобы дети почувствовали в себе желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. А именно подобрать комплекс игр и упражнений, имеющих не единственное верное решение и развивающие наблюдательность: «Волшебный кружок (квадрат, треугольник и др.)», «Хорошо-плохо», «Какой - какая», «На что похожи(а)», «Цепочка слов», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Что (кто) делает так же?», «Что это может быть?», «Укрась слово» и т.п.

Слайд 12. Развивает творческие способности игра-головоломка «Танграм». Сначала дети составляют простые изображения, затем целую картинку. В данном случае выложили серию изображений и придумали рассказ «Увлечения моей мамы».

Слайд 13. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Слайд 14. Когда дети научились представлять предметы можно дать задание, придумать ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку, хотя и с опорой на наглядную реальность «Дорисуй картинку». Схематично зарисовываются предметы, и предлагается придумать любую историю.

Слайд 14. «Творческая работа Никиты». Началась с обводки ножниц.

Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем и моделей происходит умственное развитие детей. Предложенные игры и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи, необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.