Игры-задания, направленные на формирование адекватной самооценки первоклассников
Сформированность самооценки и уровня притязаний играют роль в формировании личности ребенка, а также являются важным средством и условием успешного обучения. По мнению психологов, уже в 6-7 лет ребёнок имеет представление о своих личностных качествах, умственных возможностях, способен оценивать их правильно. Поэтому важно отметить, что именно этот возраст — это благоприятная почва для формирования элементарных навыков рефлексивной деятельности, т.е. самооценки. Используя предложенные игры, можно добиться положительных результатов.
«Картинка настроения»
Цель: развитие у детей умения определять и оценивать свое эмоциональное состояние на данный момент; оценка педагогом общего эмоционального состояния группы детей.
Содержание задания: Дети выбирают картинку, которая близка их настроению, объясняя свой выбор. Важно обратить внимание на цвета, которые ребенок выбирает. Яркие, теплые тона выражают радостное настроение; а темные, холодные выражают грустное, тревожное. Обязательно спросить, почему такое настроение. Задание можно проводить как в начале занятия, так и в конце занятия.
Картинки на тему:
«Солнышко и тучка» (солнышко — веселое настроение, тучка — грустное, половинка солнышка и тучки — спокойное);
«Бабочки» (нужно посадить бабочку на ромашку);
«Дерево» (нужно прикрепить листочки к дереву, листочки красного, желтого и зеленого цвета);
«Маска» (выбрать маску с настроением).
Игра «Найди свою группу»
Цель: учить оценивать работы сверстников, формировать навыки самоконтроля, умение выражать свое мнение о наиболее понравившихся работах сверстников.
Ход игры: детям предлагается собраться в группе возле тех работ, которые, по их мнению, выполнены наиболее:
Где соберется самая большая группа, та работа и лучшая. Оказывается можно оценить свою работу без помощи взрослых.
«У меня не получилось, потому что…»
Цель: развитие у детей умения оценивать свое выполненное задание, учить анализировать причины, которые повлияли на его неудачное выполнение, формировать навыки самоконтроля, соотносить результаты выполненного задания с его целью.
Содержание задания: После выполнения задания детям предлагается проанализировать его и отметить, что помешало его выполнению, сделать отметку в круге под нужной картинкой.
Задание проводится как с одним ребенком, так и с группой детей на занятии. Использовать можно после выполнения каждого задания или в конце занятия. Точно по такому же принципу можно предложить детям рассказать, что помогло ему при выполнении задания (например: помог сверстник, хорошо знал правило, не отвлекался и т. д.).
Игра « Волшебная палочка»
Цель: развивать умение оценивать сверстников.
Ход игры: Дети передают по кругу волшебную палочку и говорят о сверстниках то, что им сегодня в них понравилось, на кого из детей они хотели бы походить, благодарят друг друга за работу активными способами (хлопая в ладоши и т.д.), подбирая для каждого сверстника добрые слова.
Игра используется в ситуациях, когда необходимо выслушать мнение всех детей или получить ответ на определенный вопрос.
«Незаконченное предложение»
Цель: учить детей рефлексировать и анализировать свои умения, навыки, возможности, знания в словесной форме.
Содержание задания: Детям предлагается продолжить начатое предложение педагогом.
Мне помогло выполнить задание…
Мне мешало выполнить задание...
Я думаю, что моя работа… (понравится — не понравится, хорошая — плохая)
Я узнал…
Мне было полезно…
Я хочу узнать…
У меня на занятии получилось лучше всего…
Мне весело, грустно...
Я умею…
Я могу…
На занятии я...
Я хотел бы в себе изменить…
Мне было интересно… (рефлексия интересов) и другие вопросы.
Данные вопросы можно задавать детям на любом этапе занятия, как отдельным детям, так и группе детей.
Игра «Подарок»
Цель: учить оценивать сверстника положительно, формировать притязание на признание.
Ход игры: Детям предлагается оценить и поблагодарить сверстника за то, что:
кто-то тебе сегодня помог на занятии;
чья-то работа тебе понравилась;
того, благодаря кому у тебя все получилось.
Дети дарят друг другу сердечки…и т.п.
Можно проводить как в конце занятия, так и после отдельных заданий.
Игра «Кубик – помощник»
Цель: развитие у детей умения определять и оценивать свое эмоциональное состояние на данный момент; оценка педагогом общего эмоционального состояния группы детей.
Ход игры: Дети передают по кругу кубик, на котором нарисованы разные пиктограммы и рассказывают:
о своем настроении в конце занятия
о своих чувствах, которые переживали на занятии (например: я радуюсь, потому что…; мне было радостно когда…, я был удивлен, потому что… и т.д.)
Проводится с группой детей.