Просмотр содержимого документа
«Развитие элементов критического мышления на уроках математики»
Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики
«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»
И. О. Загашев
Фазы ТРКМ
Стадия вызова
Стадия
осмысления содержания
Пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта
Стадия рефлексия
Получение
Присвоение новых знаний
новой информации, осмысления
Формирование собственного отношения к изученному
Приемы технологии РКМ
- Кластера (систематизация материала в виде схемы, таблицы)
- Инсерт
- Верные и неверные утверждения
- Перепутанные логические цепочки
- Граф
- Карусель (групповая работа по кругу)
- Понятийное колесо ( схема)
- Зигзаг
- Синквейн (пятистрочный «белый» стих)
- Дерево предсказаний
- Т-таблица ( сходства и различия)
- Окно Джогарри (рефлексивное окно)
- Фишбоун (рыбный скелет) (голова-вопрос темы, косточки-основные понятия, хвост-ответ на вопрос)
Приём Верные и неверные утверждения
Верно
ли, что
В начале
урока
В конце урока
2⁴ х2⁵ =2⁹
3⁵х3²=3³
0⁰:4=4
(-2)³х(-2)²
(5⁶)³ =5⁹
((⅛)²)²=( -⅛)⁴
=2⁵
4³ х2³ =8³
Х³ хУ² =х⁵
а⁰ х(а⁵)³ =а⁸
4²=(-2)⁴
(-6)⁴
0
-5³ = (-5)³
Приём Кластер
Прием Кластер
остроугольный
прямоугольный
треугольники
три угла
три стороны
равносторонний
равнобедренный
Приём Карусель
- группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать
прямоугольник
параллелограмм
квадрат
ромб
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
Прием «Понятийное колесо»
- Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника
ккккккккск
коллинеарные
Длина вектора
сонаправленные
вектор
Равные вектора
Противоположно-направленные
Сложение, вычитание, умножение на число
Приём «Граф»
упорядочение изучаемой информации
Свойства степеней с натуральным показателем
Умножение степеней
Возведение степени в степень
Деление степеней
Возведение дроби в степень
Возведение в степень произведения
формулы
Номера
заданий
Прием « Инсерт»
Читая текст, делают пометки
- + это я знал
- - я это не знал
- ! это меня удивило
- ? Хотел бы узнать подробнее
Неполные квадратные
10х²=0
уравнения
решение
х²=0
6х²+12х=0
Количество корней
Х=0
пометка
6х(х+2)=0
х²-25=0
1
+
Х=0 или х=-2
Х²=25
2
х²+9=0
х=√25=5
+
2
х²=-9
Х=-√25=-5
!
нет
?
Прием «Синквейн»
- Синквейн- пятистрочный белый стих (1 существительное темы; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод.
Тема «Теорема Пифагора» Тема «Симметрия»
Прямоугольный треугольник Симметрия
равнобедренный, египетский осевая, центральная (красивая)
обозначать, находить, измерять строить, удивляет, завораживает
важно знать теорему Пифагор постоянно встречается в жизни
Прием «Дерево предсказаний»
- Предложите различные способы доказательства площади трапеции
Литература
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта» 2003
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс Дельта» 2003
- Статьи журнала «Новое образование» 2011-2013годы.
Спасибо
за внимание