12 обязательных упражнений
для развития фонематического слуха.
Дошкольный возраст
Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.
К 5 годам дети умеют определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Необходимо научить ребенка правильно «слышать» звук, выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).
Ребенку исполнилось 4 года, поиграйте с ним в игру «Поймай звук». Хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Взрослый произносит: А, О, У, И, М, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «М». Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, РА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог «МА».
«Угадай, что звучит»
Расставьте на столе несколько (количество игрушек с 3 до 5 постепенно увеличиваете количество предметов) звучащих игрушек: погремушка, бубен, колокольчик, дудочка и т.п. Предложите ребенку послушать и запомнить, что как звучит. Затем попросите ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит, затем спросите, что это звучало. Меняйтесь с ребенком ролями, теперь ваш малыш ведущий, а вы отгадываете, что за игрушка звучала.
«Угадай, кто позвал»
Если к вам пришли гости или у вас праздник, то можно поиграть в игру: «Угадай, кто позвал». Выбираем водящего. Водящий поворачивается спиной к играющим и на слух определяет, кто его позвал. Если водящий правильно определил, кто его звал, то дети меняются местами и игра продолжается.
К 5 годам можно поиграть в следующие игры:
«Поймай звук»
Задание: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук С. Взрослый произносить слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук С.
«Будь внимательным»
Взрослый произносит слоги, затем ребенок повторяет:
Ша-са-ша (если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов: ша-са)
Речевой материал:
За-жа-за жа-за-жа
Ка-га-ка га-ка-ка
Па-ба-па ба-па-ба
Та-да-та да-та-да
Са-ша-са ша-са-ша
Жа-ша-жа ша-жа-ша
Ра-ла-ра ла-ра-ла
«Найди лишний слог»
Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). Затем слоговые ряды усложняются, например:
Ка-га-ка-ка
Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са
«Играем в слова»
Подберите картинки (предметы) с названием слов, которые начинаются на данный звук (молоко, мыло, машина и др.) Затем учимся определять 1-й звук в слове: «Какой звук слышишь в начале слова м-м-молоко». Взрослый, произнося слово, выделяет первый звук в слове: м-м-молоко. Также играем с другими словами. После того как ребёнок научится, необходимо научить определять место звука в конце слова: «В слове «СОМ-М» (сок, кит, нос, дом, дым) какой звук последний и другие.
Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны, которые помогут в развитии фонематического слуха у ребенка.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
1. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний -А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом!Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчише крадостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" -конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежатзамок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Младший школьный возраст
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
5. Придумывание слов с заданным звуком.
6. Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый);
(какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
9. Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10.Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11.Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12.Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Примеры конкретных упражнений.
1.Назови первый звук в словах: астра, кот, нож, утка, ива, осень, рыба, лиса, трактор.
2.Назови последний звук в словах: весна, кот, дом, сыр, носки, кенгуру, сын, стол.
3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах: лук, утка, сыр, лыжи, дом, кубик, кенгуру, лист, зуб, рыба.
4.Скажи: где находится звук [у] в словах в начале, в середине или в конце: утка, лук, кенгуру, кубик, усы.
5.Придумай слова со звуком [у].
6.Придумай слова со звуком [у] в середине.
7.Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’],
между звуками [с] и [и]
9.Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10.Придумай слово, чтобы последний звук в слове был гласный.
11.Составь звуковую схему слова носки.
12.Придумай слово по схеме.