СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и формирование навыков двухголосного пения в младшем хоре

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие гармонического слуха, музыкальной восприичивости. Воспитание эмоциональной отзывчивости, побуждение к самоконтролю.

Просмотр содержимого документа
«Развитие и формирование навыков двухголосного пения в младшем хоре»

План — конспект открытого урока

Преподаватель: Османова Хатидже Шаиповна

Концертмейстер: Зуева Татьяна Васильевна

Дата проведения: 29 октября 2015г.

Предмет, классы: средний хор — 2,3 классы.

Тема урока: «Развитие и формирование навыков двухголосного пения пения »

Форма проведения: коллективная

Цель урока: развитие и закрепление и навыков двухголосного пения в младшем хоре

Задачи:

Образовательные:

• формировать навыки пения a cappella;

• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

• выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

• продолжать закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитывать желание исполнять песни коллективно,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

• индуктивный;

• дедуктивный;

• проблемно – поисковый;

• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• сопоставление песен, различных по характеру;

• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

• вокализация песен на слог и сольфеджирование;

• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

• учёт индивидуальных особенностей;

• дифференцированный подход



Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений для преподавателя, тексты и хоровые партии обучающихся.

План урока

1. Организационный момент.

Обучающиеся занимают свои места по партиям, подготавливают ноты, приветствуют преподавателя

2. Основной этап.

      1. Распевание.

      2. Упражнения на унисон, на двухголосие;

      3. Работа над песенками — попевками:

- «педальное» двухголосие;

-песенки с бурдоном в нижнем голосе;

-чистый унисон;

-выработка умения чётко проводит свою партию при одновременном звучании другой;

-пение канонов (виды канонов);

-пение а сарреllа канонов;

4. Песня М.Славкин «Нотная песенка»:

-показ фрагментов из песни, отвечающих поставленным задачам для открытого урока:

- сольфеджирование по хоровым партиям

-пение песни М.Славкин «Нотная песенка».

5 . Подведение итога урока.

ХОД УРОКА

Обучающиеся занимают свои места по партиям, подготавливают ноты, приветствуют преподавателя.

1. Представление для комиссии учащихся младшего хор. Приветствие.

На этом уроке будет производиться работа умений и навыков двухголосного пения на начальном этапе обучения, будут показаны некоторые особенности работы над двухголосием на примерах песенкок — попевок, канонов и произведениях из репертуара.

Распевание. Секвенции: а) пение закрытым ртом на гласную «мм» (разогревание голосовых связок); б) на гласную «у»(упр. на дыхание вдох — выдох)

2. Упражнения для распевания:

-пение гаммы (хор поет, преподаватель держит 1 ступень, и наоборот); -«обнимаем» устойчивые ступени; -«Дили-дон» 2-е голоса держат остинато I ступень, а 1 -е голоса поют мелодическую линию, и наоорот); -«Ми-я» (одноголосный и двухголосный варианты);

3. Песенки-попевки:

-«Едет, едет паровоз», «Как у наших у ворот» - а) поем в унисон; б) «педальное» двухголосие - пение с эпизодическим появлением 2-го голоса, (основного тона или квинового);

-Пение с бурдоном в нижнем голосе «Во поле береза», нижнюю партию исполняет хор (партия построена на постоянно повторяющихся 2-х, 3-х звуках, а основную мелодию поет солист;

-Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», (пение на одном звуке в унисон по устойчивым ступеням, затем пропевание уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия и в положении секстаккорда);

-Пение канонов: (рассказать доступное объяснение для детьей, которое придумала одна маленькая девочка). «Канон — это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их.Сначала я пробую апельсин.Потом я приступаю к мороженому,а мама пробует апельсин. Я пью чай с пироженым, мама приступает к мороженому,а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пироженым, а папа приступает к мороженому.Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пироженым. И, наконец,папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.

1). Мимический канон: тема - последовательность определенных мышц лица с добавлением звуков-возгласов и покачивания головой;

Речевой канон: тема — поэтический текст «Выглянуло солнышко, блещет на лугу, я навстречу солнышку по траве бегу» (исполняется в определенно организованном ритме);

3).Мелодический канон. Сначала исполняем одноголосно. «Василек»; «Во поле береза стояла», «Кукушка», «Вышел месяц молодой»

    • Пение а сарреllа всех канонов

4. М.Славкин «Нотная песенка»

а) дети поют в унисон нижний голос, затем верхний голос добавляет рояль,

б) затем верхний голос поют солисты,

в) 1-е голоса закрытым ртом, 2-е сольфеджируют или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);

г) поем произведение поочередно партиями, предложениями (сольфеджируем и со словами);

д) исполнение песни хором стоя на сцене.

а) Итог урока (оценка эффективности урока).

б) Домашнее задание: сольфеджировать партии, петь наизусть со словами, четко проводить свою партию при одновременном звучании другой (играть ее на инструменте).

Список литературы:

1. Кузнецов Ю.М. «Практическое хороведение». Учебный курс хороведения. - М.: «Музыка»,2009.

2. Роганова И. «Современный хормейстер». Сборник статей. «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». - М.: «Композитор», 2013.