План — конспект открытого урока
Преподаватель: Османова Хатидже Шаиповна
Концертмейстер: Зуева Татьяна Васильевна
Дата проведения: 29 октября 2015г.
Предмет, классы: средний хор — 2,3 классы.
Тема урока: «Развитие и формирование навыков двухголосного пения пения »
Форма проведения: коллективная
Цель урока: развитие и закрепление и навыков двухголосного пения в младшем хоре
Задачи:
Образовательные:
• формировать навыки пения a cappella;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
• выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
• продолжать закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
• продолжение развития гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитывать желание исполнять песни коллективно,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• индуктивный;
• дедуктивный;
• проблемно – поисковый;
• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• сопоставление песен, различных по характеру;
• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
• вокализация песен на слог и сольфеджирование;
• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений для преподавателя, тексты и хоровые партии обучающихся.
План урока
1. Организационный момент.
Обучающиеся занимают свои места по партиям, подготавливают ноты, приветствуют преподавателя
2. Основной этап.
Распевание.
Упражнения на унисон, на двухголосие;
Работа над песенками — попевками:
- «педальное» двухголосие;
-песенки с бурдоном в нижнем голосе;
-чистый унисон;
-выработка умения чётко проводит свою партию при одновременном звучании другой;
-пение канонов (виды канонов);
-пение а сарреllа канонов;
4. Песня М.Славкин «Нотная песенка»:
-показ фрагментов из песни, отвечающих поставленным задачам для открытого урока:
- сольфеджирование по хоровым партиям
-пение песни М.Славкин «Нотная песенка».
5 . Подведение итога урока.
ХОД УРОКА
Обучающиеся занимают свои места по партиям, подготавливают ноты, приветствуют преподавателя.
1. Представление для комиссии учащихся младшего хор. Приветствие.
На этом уроке будет производиться работа умений и навыков двухголосного пения на начальном этапе обучения, будут показаны некоторые особенности работы над двухголосием на примерах песенкок — попевок, канонов и произведениях из репертуара.
Распевание. Секвенции: а) пение закрытым ртом на гласную «мм» (разогревание голосовых связок); б) на гласную «у»(упр. на дыхание вдох — выдох)
2. Упражнения для распевания:
-пение гаммы (хор поет, преподаватель держит 1 ступень, и наоборот); -«обнимаем» устойчивые ступени; -«Дили-дон» 2-е голоса держат остинато I ступень, а 1 -е голоса поют мелодическую линию, и наоорот); -«Ми-я» (одноголосный и двухголосный варианты);
3. Песенки-попевки:
-«Едет, едет паровоз», «Как у наших у ворот» - а) поем в унисон; б) «педальное» двухголосие - пение с эпизодическим появлением 2-го голоса, (основного тона или квинового);
-Пение с бурдоном в нижнем голосе «Во поле береза», нижнюю партию исполняет хор (партия построена на постоянно повторяющихся 2-х, 3-х звуках, а основную мелодию поет солист;
-Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», (пение на одном звуке в унисон по устойчивым ступеням, затем пропевание уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия и в положении секстаккорда);
-Пение канонов: (рассказать доступное объяснение для детьей, которое придумала одна маленькая девочка). «Канон — это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их.Сначала я пробую апельсин.Потом я приступаю к мороженому,а мама пробует апельсин. Я пью чай с пироженым, мама приступает к мороженому,а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пироженым, а папа приступает к мороженому.Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пироженым. И, наконец,папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.
1). Мимический канон: тема - последовательность определенных мышц лица с добавлением звуков-возгласов и покачивания головой;
Речевой канон: тема — поэтический текст «Выглянуло солнышко, блещет на лугу, я навстречу солнышку по траве бегу» (исполняется в определенно организованном ритме);
3).Мелодический канон. Сначала исполняем одноголосно. «Василек»; «Во поле береза стояла», «Кукушка», «Вышел месяц молодой»
4. М.Славкин «Нотная песенка»
а) дети поют в унисон нижний голос, затем верхний голос добавляет рояль,
б) затем верхний голос поют солисты,
в) 1-е голоса закрытым ртом, 2-е сольфеджируют или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемые созвучия);
г) поем произведение поочередно партиями, предложениями (сольфеджируем и со словами);
д) исполнение песни хором стоя на сцене.
а) Итог урока (оценка эффективности урока).
б) Домашнее задание: сольфеджировать партии, петь наизусть со словами, четко проводить свою партию при одновременном звучании другой (играть ее на инструменте).
Список литературы:
1. Кузнецов Ю.М. «Практическое хороведение». Учебный курс хороведения. - М.: «Музыка»,2009.
2. Роганова И. «Современный хормейстер». Сборник статей. «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». - М.: «Композитор», 2013.